№ 15 I Учитель Однажды мы пошли на Лысую гору за цветами и саженцами для школьного двора. Поднявшись до середины горы, мы сели передох- 222 нуть. Вдруг кто-то закричал: «Ой, змея, змея…» Все обернулись и увидели змею. Она обвивалась вокруг пучка подснежников, раскры- вала зубастую пасть и злобно шипела. Мы и подумать ни о чем не успели, как наш учитель схватил пал- ку, оттолкнул нас и принялся бить змею. Он бил ее изо всех сил. Летели обломки палки, лепестки под- снежников, а змея злилась и подскакивала на хвосте. — Не бейте через плечо! — кричали мы учителю, но он нас не слышал. Когда змея перестала двигаться, он прижал палкой ее голову. Его руки дрожали. Он обернулся, и мы увидели, как расширились его ноздри и глаза, как он весь побелел. Мы нашли в камнях его кепку, отряхнули и протянули ему. — Пойдемте отсюда, — сказал учитель. И мы все посыпались с горы. А учитель все шел и оглядывался, готовый снова защищать нас, если вдруг змея оживет и бросится вдогонку. Под горой он подошел к речке, попил воды, умылся и вытерся платком. — А почему вы кричали, чтобы я не бил змею? — спросил он. — Так можно ее на шею закинуть… Она же зараза такая… За палку зацепится и все… — объясняли мы учителю. И вдруг кто-то спросил: — А вы раньше-то видели змею? — Нет, первый раз, — виновато улыбнулся он. — Там, где я рос, таких гадов не водится. Я же с Кубани. Там нет ни таких гор, ни тайги. Что же получается, это нам надо было учителя защищать, а мы… С тех пор прошло очень много лет. Но я до сих пор помню наше- го деревенского учителя именно таким — чуть-чуть виноватого, за- стенчивого, но доброго, всегда готового броситься оборонять своих учеников, помочь в беде, облегчить и улучшить жизнь. Уже работая над этой книгой, я узнал, что звали наших учителей Евгений Николаевич и Евгения Николаевна. Земляки утверждают, что не только имена, но и лица у них были похожи. Но здесь, я ду- маю, сработала благодарная человеческая память, сблизившая и сроднившая дорогих людей. А вот фамилий учителей никто в Овсян- ке вспомнить не смог. Да это и не обязательно. Главное — не забыть слово «учитель»! И пусть каждый, мечтающий стать учителем, до- живет до такой почести, как наши учителя, растворившиеся в памяти народа, с которым и для которого они жили… Выскажите свое мнение о проблеме, поднятой автором. Учитель является для нас вторым родителем. Настоящий учитель должен не только давать знания ученику, но и воспитывать в нем 223 человека, наставлять на путь истинный, подавая ему во всем пример. А чтобы подать правильный и хороший пример, учитель сам должен быть достойным человеком. И тогда он навсегда останется в памяти своих учеников, которые будут всю жизнь благодарны ему за его уроки. II Учитель Однажды мы пошли на Лысую гору за цветами для школьного двора. Мы только сели передохнуть, как вдруг кто-то закричал: «Ой, змея, змея…» Она обвивалась вокруг пучка подснежников, раскры- вала зубастую пасть и злобно шипела. Наш учитель тут же схватил палку, оттолкнул нас и принялся бить змею. Он бил ее изо всех сил. Летели обломки палки, лепестки под- снежников, а змея злилась и подскакивала на хвосте. — Не бейте через плечо! — кричали мы учителю, но он нас не слышал. Змея перестала двигаться, и учитель обернулся. Он весь дрожал, его ноздри и глаза расширились. Мы нашли его кепку, отряхнули и протянули ему. — Пойдемте отсюда, — сказал учитель. И мы все посыпались с горы. А учитель все оглядывался, готовый снова защищать нас от змеи. Под горой он подошел к речке, попил воды и умылся. — А почему вы кричали, чтобы я не бил змею? — спросил он. — Так можно ее на шею закинуть… Она же зараза такая… За палку зацепится и все… — объясняли мы учителю. И вдруг кто-то спросил: — А вы раньше-то видели змею? — Нет, первый раз, — виновато улыбнулся он. — Там, где я рос, таких гадов не водится. Я же с Кубани. Там нет ни таких гор, ни тайги. Выходит, нам надо было учителя защищать, а мы… С тех пор прошло очень много лет. Но я до сих пор помню на- шего деревенского учителя именно таким — чуть-чуть виноватого, застенчивого, но всегда готового броситься на помощь своим уче- никам. Уже работая над этой книгой, я узнал, что звали наших учителей Евгений Николаевич и Евгения Николаевна. Земляки утверждают, что не только имена, но и лица у них были похожи. Но здесь, я ду- маю, сработала благодарная человеческая память, сблизившая и сроднившая дорогих людей. А вот фамилий учителей никто в Овсян- 422 ке не помнит. Но это не обязательно. Главное — помнить слово «учитель»! И пусть каждый, мечтающий стать учителем, доживет до такой почести, как наши учителя, растворившиеся в памяти народа, с которым и для которого они жили… Какими чертами характера, по вашему мнению, должен обла- дать учитель? На мой взгляд, учитель должен быть добрым, заботливым, пони- мающим, человечным, проницательным. Он должен обладать не только научными знаниями, но и житейскими навыками. Он всегда должен пытаться посмотреть на мир глазами учеников, и с их пози- ций объяснять им что-то. Он должен быть своего рода образцом для подражания.