№ 15 I Способный студент В 1922 году Лев Ландау поступил в Бакинский университет на физико-математический факультет сразу на два отделения: естест- венное и математическое. Ему очень нравилась химия, но через пол- года он понял, что математику он любит больше, и ушел с естест- венного отделения. Первокурсник Ландау был самым молодым в университете, и сначала его это угнетало. Когда он шел по коридору, он поднимал плечи и опускал голову — ему казалось, что так он выглядит старше. Ландау сразу втянулся в студенческую жизнь. К учению студен- ты относились серьезно: пришел учиться — учись, не хочешь — уходи. Многие студенты учились и работали. Лицам непролетарско- го происхождения стипендию не давали. В год поступления Ландау на факультет было принято восемна- дцать человек, в следующем году на шесть человек больше. Студен- ты щеголяли в дореволюционных форменных фуражках, и только Ландау составлял исключение. Он носил восточную тюбетейку и часто забывал снимать ее в аудитории, за что получал замечания. Тогда он решил для собственного спокойствия носить ее не на голо- ве, а в кармане. 83 Ландау держал себя очень скромно, всегда был готов помочь то- варищу, но все же, не стремясь к этому, начал понемногу выделяться среди других студентов. Особенно запомнилась его товарищам лек- ция профессора Лукина на первом курсе, когда студент Ландау задал ему какой-то вопрос. Петр Петрович Лукин был яркой личностью. За пять лет до опи- сываемых событий он был профессором Артиллерийской академии Генерального штаба и математику знал отлично. Однако поговари- вали, что на экзамене он отличается свирепостью, и студенты, зара- нее боясь сессии, относились к нему с почтительно-вежливой опа- ской. Лукин долго думал над вопросом Ландау. В аудитории стало очень тихо, все боялись пошелохнуться. Потом Лукин попросил Ландау выйти к доске, которая сразу же покрылась математическими знаками. «Китайская грамота» — прошептал кто-то. Лукин и Ландау начали спорить, и вдруг студенты догадались: прав Ландау. Лицо у Льва было спокойное, у Лукина — взволнованное. Когда Ландау написал на доске вывод, лектор похвалил его, сказав, что тот нашел интересное решение. Ландау очень смутился. С этого дня гроза отделения — Лукин всегда здоровался со сту- дентом Ландау за руку. Ландау сдал все дисциплины, которые читал Лукин в Бакинском университете на первом, втором, третьем и чет- вертом курсах. Лукин несколько афишировал свое хорошее отношение к спо- собному студенту, и это, наверное, стало причиной уважительного отношения к Ландау его однокашников, которые стали называть его Львом Давидовичем. Каким предстает Л. Ландау в данном тексте? В этом тексте Лев Ландау предстает перед читателями способ- ным студентом. Немного рассеянный в жизни, он очень внимателен в учебе. В жизни он не старается выделиться среди других студен- тов, но в учебе он не стесняется спорить с грозным лектором. Самое удивительное, что он оказывается прав! Но даже когда его оппонент признает свое поражение, Ландау не ликует от радости, он смущен. Мне кажется, что этот человек очень добрый и преданно относится к своему делу. II Способный студент В 1922 году Лев Ландау поступил на физико-математический фа- культет сразу на два отделения: естественное и математическое. Ему 39 очень нравилась химия, но уже через полгода он понял, что матема- тика ему больше по душе, и ушел с естественного отделения. Ландау был самым молодым студентом в университете, он этого стеснялся, и ему всегда хотелось выглядеть старше. Его сразу захва- тила студенческая жизнь. К учению студенты относились очень серьезно, многие учебу совмещали с работой. Лицам непролетарско- го происхождения стипендию не давали. Студенты-математики щеголяли в форменных фуражках, и толь- ко Ландау носил тюбетейку, которую, по своей рассеянности, часто забывал снимать в аудитории, за что получал замечания. Наконец он решил для своего спокойствия носить ее не на голове, а в кармане. Ландау был очень скромным, всегда помогал товарищам. Он не старался выделиться среди студентов, у него это происходило как- то само собой. Однажды на первом курсе у студентов вел лекцию профессор Петр Петрович Лукин. Ландау задал ему какой-то во- прос. Лукин был грозой отделения. За пять лет до описываемых собы- тий он был профессором Артиллерийской академии Генерального штаба и прекрасно знал математику. Но поговаривали, что на экза- мене он очень суров, и студенты, боясь предстоящей сессии, относи- лись к нему с почтительно-вежливой опаской. Лукин долго думал над вопросом Ландау, затем попросил его выйти к доске, и вскоре она вся была покрыта математическими зна- ками. «Китайская грамота», — прошептал кто-то. Лукин и Ландау долго спорили, когда студенты поняли: прав Ландау! Ландау написал на доске вывод, и профессор похвалил сту- дента, сказав, что тот нашел интересное решение. Ландау смутился. С этого дня профессор Лукин — гроза отделения — всегда здо- ровался со студентом Ландау за руку. За годы обучения в универси- тете Ландау сдал все дисциплины, которые читал Лукин. Лукин несколько афишировал свое расположение к способному студенту, и это было одной из причин уважительного отношения к Ландау его однокашников, которые стали называть его Львом Дави- довичем. Напишите о своем впечатлении от рассказа о Л. Ландау. Мне очень симпатичен Ландау. Он нравится мне и как ученый, и как человек. Немного рассеянный, скромный, всегда готовый подска- зать однокашникам, он очень способный в учебе. Несмотря на его мягкость, Ландау готов вступить в интеллектуальную схватку даже с очень грозным оппонентом, он готов отстаивать свою точку зрения. Именно из-за того, что он всегда был самим собой, его уважали и пре- подаватели, и студенты. Мне кажется, что Ландау — пример для под- ражания и в науке, и в жизни. 04