№ 16 I Скрипучие половицы Дом рассохся от старости. А может, от того, что стоял среди со- сен, от которых все лето тянуло жаром. Набегавший иногда ветер не проникал в открытые окна, он только шумел над соснами и проносил над ними кучевые облака. Чайковскому нравился этот старый дом, где пахло скипидаром и белыми гвоздиками, которые в изобилии цвели под окнами. Ино- гда они даже не были похожи на цветы, они напоминали белый пух. Только одно раздражало в доме композитора: для того чтобы пройти от двери к роялю, надо пересечь пять шатких половиц. На- верное, выглядело забавно, как пожилой композитор пробирается к роялю, приглядываясь на половицы прищуренным взглядом. Если удавалось пройти так, чтобы ни одна половица не скрипну- ла, Чайковский садился за рояль и усмехался. Неприятное уже поза- ди и теперь начнется самое удивительное: дом запоет от первых же звуков рояля. На каждую клавишу отзовутся сухие стропила, двери и даже старушка люстра, потерявшая половину из своих хрусталей, похожих на дубовые листья. Самая простая музыка разыгрывалась в этом доме как симфония. «Прекрасная оркестровка!» — думал Чайковский, восхищаясь певу- честью дерева. Чайковскому стало даже казаться, что дом уже с утра ждал, когда композитор сядет за рояль. Дом скучал без звуков. Иногда ночью он просыпался от потрескивания половиц, кото- рые, казалась, вспоминали ноты из его музыки. Еще это напоминало оркестр, когда музыканты настраивают свои инструменты перед вы- ступлением. То тут, то там — то на чердаке, то в маленькой зале — кто-то трогал струну. Чайковский улавливал мелодию, но, проснув- шись, уже не мог ее вспомнить и жалел, что не может теперь ее про- играть. Прислушиваясь к ночным звукам, композитор часто думал, что жизнь проходит, а то, что он сделал, всего лишь маленькая дань народу, друзьям, любимому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. Он жалел, что еще ни раз ему не удавалось передать тот легкий восторг от самых простых вещей: ауканья девушек в лесу, от радуги. Нет, очевидно, ему это не дано. Он никогда не ждал вдохновения; он всегда работал, как вол, и вдохновение рождалось в работе. 41 Пожалуй, больше всего ему помогали леса, тот лесной дом, где он гостил этим летом, просеки, заросли, заброшенные дороги, в чьих колеях, налитых дождем, отражался ночью месяц. Ему помогали печальные русские закаты и удивительный воздух. Он не променяет эти русские зори ни на какие великолепные за- каты Италии. Он отдал всего себя России без остатка — ее лесам, деревушкам, околицам, тропинкам, песням. С каждым днем его все больше мучает то, что он не может выразить всю поэзию своей стра- ны. Он должен добиться этого. Главное, не щадить себя. Определите стиль данного текста и обоснуйте свою точку зре- ния. Мне кажется, что стиль данного текста — художественный. Это рассказ; его основная цель — воздействие на воображение, чувства и мысли читателей с помощью созданных образов. Для этого автор использует средства художественной выразительности: эпитеты (тончайшие, печальные), олицетворении (дом скучал, пропоет поло- вица) и др. Автор также использует внутреннюю речь, что помогает читателям понять, что чувствовал Чайковский, и разделить с ним его переживания. II Скрипучие половицы Дом рассохся от старости. А может быть, от того, что стоял среди сосен, от которых все лето тянуло жаром. Ветер иногда налетал, но не приносил прохлады в открытые окна. Чайковскому нравился этот деревянный дом. В нем пахло скипи- даром и белыми гвоздиками, которые росли под окнами. Единствен- ное, что раздражало композитора, это скрипучие половицы. Чтобы добраться от двери до рояля, нужно было пересечь пять шатких по- ловиц. Когда Чайковскому удавалось это сделать так, чтобы ни одна из них не заскрипела, он садился за рояль и усмехался. Самое непри- ятное уже позади, и теперь начнется самое удивительное: дом запоет. На любую клавишу отзовутся тончайшим резонансом рассохшиеся стропила, двери и старушка люстра. Самая простая музыкальная тема разыгрывалась в этом доме как симфония, и это очень нравилось Чайковскому. Композитору даже стало казаться, что дом с утра ждал, когда он сядет за рояль. Дом скучал по музыке. Иногда ночью Чайковский просыпался и слышал, как, потрески- вая, поет то тут, то там то одна, то другая половица, как бы припо- миная звуки, игравшие здесь днем. То на чердаке, то в маленькой зале кто-то трогал струну. Чайковский даже улавливал мелодию, но 24 утром, просыпаясь, не мог ее вспомнить и жалел, что не может ее проиграть. Прислушиваясь к ночным звукам, он часто думал, что жизнь проходит очень быстро, а его произведения — лишь малая дань сво- ему народу, своим друзьям, своему любимому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. Ему еще ни разу не удалось передать чувство восторга от самых простых вещей, окружавших его: радуги или ау- канья девушек в лесу. Очевидно, ему это было не дано. Он никогда не ждал вдохнове- ния. Он работал очень усердно, и вдохновение к нему приходило во время работы. Ему больше всего помогали леса, этот деревянный дом, просеки, заброшенные дороги, где в лужах отражался по ночам месяц, удивительный воздух и печальные русские закаты. Он не променял бы туманные русские зори на великолепные за- каты Италии. Он отдал всего себя России без остатка. С каждым днем его все больше мучила невозможность выразить всю поэзию его страны. Он знал, что может этого добиться, главное — не щадить себя. Какие проблемы подняты автором в данном тексте? В данном тексте поднят вопрос о том, как относится творческий человек к своей работе. Автор показывает, что, несмотря на весь та- лант (а может быть, и поэтому), Чайковский постоянно недоволен собой, ему кажется, что он выразил свое отношение к горячо люби- мой им Родине не до конца. Он в постоянном творческом поиске. Но Чайковский не ждет, когда на него снизойдет вдохновение, он пони- мает, что цели можно добиться только упорным трудом. Чайковским движет его внутреннее стремление к совершенству.