№ 17 I Тайна собачьего обаяния «Молодая рыжая собака — помесь таксы с дворняжкой, — очень похожая мордой на лисицу, бегала взад и вперед по тротуару и бес- покойно оглядывалась по сторонам. Изредка она останавливалась и, плача, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую, старалась понять: как могло случиться, что она заблудилась?» — так начинает свой рассказ «Каштанка» А. П. Чехов. А вот что вспоминает В. Л. Дуров: «Каштанка была молоденькой рыжей собачкой, ставшей первой из дрессированных мною собак. До меня ее хозяином был бедный столяр. Однажды она заблудилась и оказалась у меня. Ее история легла в основу рассказа Чехова, напи- санного им с моих слов». 227 Рожденный жизнью и обогащенный искусством рассказ стал ис- тинным литературным шедевром. Забитая бедными хозяевами, которые вместо еды давали ей ню- хать табак, или, еще лучше, устраивали такой «фокус»: давали соба- ке мясо на веревочке, а когда она глотала его, вытаскивали обратно из желудка, Каштанка все же возвращается к хозяевам. Сила ее люб- ви и преданность таковы, что она готова забыть мучения, обиды и глумления. Но литературный финал имел жизненное продолжение. Молодой циркач, сам в то время бедствовавший, все же выкупает собаку у жестокого хозяина. Обученная Владимиром Леонидовичем, Каштанка долго выступала с ним на арене. Потом Дуров дрессировал еще много собак. Среди них были по- родистые и дворняжки, большие и маленькие, с разными судьбами и характерами. Но все становились ему особенно близки. В чем тайна их обаяния? В необычайном уме? В привязанности? Нет, не только в этом. Ведь как талантливо они стараются прибли- зиться к человеку, понять его, как беззаветно вверяют ему свою пе- чально короткую жизнь. Собака знает, что ее хозяин — Человек. И только в ее душе мож- но найти самое точное его определение. Бишка, на долю которого выпала громкая цирковая слава, был обыкновенной дворняжкой. Его замерзающим месячным щенком Дуров подобрал на улице, согрел и приютил. Уже в раннем возрасте Бишка проявил музыкальные способно- сти. Однажды Дуров играл на пианино и вдруг почувствовал толчок в ногу. Он отодвинул ногу, но последовал еще толчок. Оглянулся — рядом Бишка. Дуров перестал играть. Снова толчок. — Чего тебе, Бишка? Собака вернулась на свое кресло, свернулась калачиком и задре- мала. Но как только Дуров начал играть, Бишка опять встал рядом в раздумье. «Надо проверить его музыкальный слух», — решил Дуров и заи- грал грустную мелодию. Бишка глубоко вздохнул, поднял голову, глаза его увлажнились. Бодрый марш — уши собаки поднялись, на- сторожились. На Бишке Дуров начал ставить свои опыты внушения. Они имели большой успех. Цирк ломился, когда в программе был этот номер. Как вы думаете, почему к собакам (породистым и дворняжкам) у В. Л. Дурова было особенное отношение? Собаки вызывают особенное отношение, независимо от своей внешности. Главное — то, что у них внутри. А внутри у них богатый 822 мир души. Эти маленькие существа порой способны на большее, чем люди. Особенно восхищало Дурова их стремление приблизиться к человеку, понять его. II Тайна собачьего обаяния «Молодая рыжая собака — помесь таксы с дворняжкой, — очень похожая мордой на лисицу, бегала взад и вперед по тротуару и бес- покойно оглядывалась по сторонам» — так начинает свой рассказ «Каштанка» А. П. Чехов. В основу этого рассказа легла реальная истоия, рассказанная Че- хову Дуровым. Рожденный жизнью и обогащенный искусством рассказ стал ис- тинным литературным шедевром. Забитая бедными хозяевами, которые вместо еды давали ей ню- хать табак, или, еще лучше, устраивали такой «фокус»: давали соба- ке мясо на веревочке, а когда она глотала его, вытаскивали обратно из желудка, Каштанка все же возвращается к хозяевам. Сила ее люб- ви и преданность таковы, что она готова забыть мучения, обиды и глумления. Но литературный финал имел жизненное продолжение. Молодой циркач, сам в то время бедствовавший, все же выкупает собаку у жестокого хозяина. Обученная Владимиром Леонидовичем, Каштанка долго выступала с ним на арене. Потом Дуров дрессировал еще много собак. Все они были раз- ные, но становились одинаково близки ему. В чем тайна их обаяния? В необычайном уме? В привязанности? Нет, не только в этом. Ведь как талантливо они стараются прибли- зиться к человеку, понять его, как беззаветно вверяют ему свою пе- чально короткую жизнь. Собака знает, что ее хозяин — Человек. И только в ее душе мож- но найти самое точное его определение. Бишка, на долю которого выпала громкая цирковая слава, был обыкновенной дворняжкой. Его замерзающим месячным щенком Дуров подобрал на улице, согрел и приютил. Уже в раннем возрасте Бишка проявил музыкальные способно- сти. Однажды Дуров играл на пианино и вдруг почувствовал толчок в ногу. Он отодвинул ногу, но последовал еще толчок. Оглянулся — рядом Бишка. Дуров перестал играть. Снова толчок. — Чего тебе, Бишка? 229 Собака вернулась на свое кресло, свернулась калачиком и задре- мала. Но как только Дуров начал играть, Бишка опять встал рядом в раздумье. «Надо проверить его музыкальный слух», — решил Дуров и заи- грал грустную мелодию. Бишка глубоко вздохнул, поднял голову, глаза его увлажнились. Бодрый марш — уши собаки поднялись, на- сторожились. На Бишке Дуров начал ставить свои опыты внушения. Они имели большой успех. Цирк ломился, когда в программе был этот номер. Как, по вашему мнению, характеризует В.Л. Дурова его отноше- ние к животным? Отношение к животным характеризует Дурова, как человека мяг- кого, нежного, доброго, спокойного. Он способен понять братьев наших меньших и обучить их, что вряд ли может получиться у лю- дей грубых, злых, раздражительных.