№ 18 I Многоликий Куприн Он был «един и многолик». «Един», потому что он был Алек- сандром Ивановичем Куприным — неповторимым художником слова. «Многолик», потому что были еще и другие Куприны: зем- лемер, грузчик, рыбак, спортсмен, певец в хоре и многие другие. Но это рабочее воинство совмещалось в одном человеке — писате- ле Куприне. Почему он так часто менял род своей деятельности? Что застав- ляло его натягивать брезентовую робу, каску и скакать на пожарных лошадях? Что заставляло его до ломоты в руках разгружать баржи с арбузами или цементом? Не хотел ли он познать все профессии, что- бы потом «отображать» жизнь во всем ее многообразии? Все было гораздо проще: он был очень любопытным и любо- знательным человеком. Причем в нем вызывало любопытство все: и новая работа, и новые люди, ведь каждая профессия оставляет на человеке свой отпечаток, придает ему своеобразие, делает его не похожим на других людей. Куприн говорил: «Среди одесских грузчиков, воров или фокусников встречались люди с различны- ми биографиями — фантазеры и мечтатели с широкой и нежной душой». Когда писатель решил поступить в рыболовецкую артель, ему устроили экзамен, чтобы проверить его силу и ловкость, и только потом приняли полноправным членом. Никто даже не догадывался, что он писатель, и он наравне со всеми тянул сети и мыл полы после очередного рейса. Тяжелый физический труд давал Куприну разрядку, он томился в четырех стенах. Однажды в 1908 году его приговорили «за опороче- ние представителя правительственной власти» вице-адмирала Чух- нина к десятидневному домашнему аресту или денежному штрафу. Писатель выбрал арест. Три дня он протомился дома и затосковал, стал просить, чтобы оставшиеся дни заменить штрафом. Интересно, что Куприна меньше тянуло к людям «интеллигент- ного» сословия и людям канцелярского труда. Ему больше нрави- 64 лось общение с простым народом. Непосредственное участие, а не наблюдение со стороны уже было для писателя творчеством, почвой, питавшей его фантазию. Бурный темперамент не давал писателю подолгу заниматься ли- тературным трудом: он так же быстро охладевал к нему, как энер- гично принимался за него. Даже в разгар работы он мог все бросить ради «интересного человека» или работать в таких условиях, в кото- рых бы другой литератор не связал бы и пару фраз. Иногда Куприн бросал работу на половине, если понимал, что не может найти точного слова. Он работал как мастер-ювелир, от- чеканивая фразы. Он записывал все: меткое слово, интересный афоризм — в записную книжку, потому что это может когда- нибудь пригодиться. Книжки хранят сотни таких заметок, кусочков разговора. Год проходит за годом, и писатель все дальше от нас. Не стареют только его книги. Почему Куприн так часто менял профессии? Куприн так часто менял свои профессии потому, что он был чело- веком любознательным и любопытным. Ему было интересно общаться с разными людьми, заниматься различными видами деятельности. Он был человеком с бурным характером, он не мог долго заниматься од- ним и тем же. К тому же, он считал, что самый главный материал для него он находит в общении с «интересным человеком», а как же мож- но еще так близко узнать человека, если не в совместном труде? II Трудолюбивый непоседа Он был «един и многолик». «Един», потому что был Алексан- дром Ивановичем Куприным — неповторимым художником слова. «Многолик», потому что были и еще Куприны: грузчик, певец в хо- ре, рыбак и многие другие. Но все это рабочее воинство совмещалось в одном человеке — Куприне. Почему же он так часто менял свои профессии? Что его толкало на то, чтобы, например, разгружать баржи с арбузами или цементом? Не хотел ли он получить новый материал, чтобы потом более полно «отображать» жизнь в своих произведениях? На самом деле, все было гораздо проще: он был очень любозна- тельным человеком. Ему были интересны как новый труд, так и но- вые люди, с которыми он встречался. Ведь профессия оставляет оп- ределенный отпечаток на человеке, делая его не похожим на других. Куприн рассказывал, что и среди одесских грузчиков или воров встречались люди с широкой и нежной душой. 47 Когда Куприн поступал в рыболовецкую артель, прежде чем при- нять его равноправным членом, ему устроили экзамен на силу и лов- кость. Никто не знал, что он писатель, и он работал на равных со всеми. Тяжелый физический труд давал Александру Ивановичу разряд- ку. Однажды в 1908 году его приговорили «за опорочение предста- вителя правительственной власти» вице-адмирала Чухнина к десяти дням домашнего ареста или денежному штрафу. Писатель выбрал арест, но уже через несколько дней он затосковал дома и просил, чтобы оставшиеся дни заменили штрафом. Любопытно, что Куприна меньше тянуло к людям «интеллигент- ного» сословия, чем к простому народу. Непосредственное участие в труде, а не простое наблюдение становилось для писателя уже фак- том творчества, почвой, которая питала его фантазию. Бурный темперамент не давал ему долго заниматься литератур- ной деятельностью: он энергично принимался за работу, но потом так же быстро остывал к ней. Он мог все бросить ради общения с «интересным человеком». Иногда Куприн прерывал работу на половине, если понимал, что не может найти точного слова. Он оттачивал слова как мастер- ювелир. Меткое слово, художественную деталь — все он записывал в записную книжку. Придет время — и все понадобиться. Книги хранят много таких записок. Год идет за годом, и все далее от нас уходит Куприн в историю. Не стареют только его книги. О каких чертах характера писателя свидетельствует данный текст? Данный текст свидетельствует, что Куприн был очень трудолю- бивым человеком, более того, тяжелый физический труд был для него разрядкой. К работе он относился очень серьезно: любил физи- ческий труд, в рыболовецкой артели работал на равных со всеми; в писательском деле тщатлеьно подбирал слова, а если не мог найти точное слово, прекращал работать. Писатель был очень любознательным человеком, для него обще- ние с людьми давало огромный творческий материал. Он подмечал мелкие детали и потом записывал их в записную книжку.