№ 19 I Полуправда Купил Дурак на базаре Правду, недорого купил: дал за нее три дурацких вопроса, да получил два тумака на сдачу — и пошел. 84 Но легко сказать, пошел! Правда-то тяжелая, большая Правда. На Правде не поедешь, а на себе ее далеко не унесешь. Тащит Дурак, мается, а выкинуть жалко — ведь деньги за нее за- платил. Наконец, добрался он до дома, сам еле живой. — Ты где пропадал? — набросилась на него жена. Объяснил ей Дурак все как есть, только одного сказать не может: зачем ему, Дураку, эта Правда нужна. Лежит Правда посередине улицы: в ворота не пролезает, а Дурак с женой семейный совет держат, как бы им эту Праву в хозяйстве использовать. Крутили и так и сяк, но ничего не придумали, даже поставить Правду некуда. Некуда Правду деть! Тогда жена сказала Дураку: — Иди обратно на базар да продай свою Правду. Да много не спрашивай — сколько дадут, столько и бери. Все равно от нее проку никакого. Приплелся Дурак на базар, встал на видное место и начал кри- чать: — Эй, народ, подходи, Правду продаю! Но никто не хотел покупать его Правду, все люди проходили ми- мо. — Народ, недорого Правду отдам! — Нет, — ответил народ, — у нас своя Правда, не купленная. Но вот вдруг подошел к Дураку Умник и спросил: — Что, Дурак, Правду продаешь? И сколько возьмешь за нее? — Да недорого: за спасибо отдам, — обрадовался Дурак. — Нет, — ответил Умник, это для меня дорого. Тут подошел второй Умник, начал тоже к Правде прицениваться. Долго они рядились, прикидывали и решили Правду на двоих ку- пить. На том и сошлись. Разрезали Умники Правду на две полуправды. Такие полуправды — просто загляденье. Их и нести теперь и легче, и удобнее. Идут Умники по базару, и все им завидуют. По их примеру и другие Умники полуправдами запасаться стали. Теперь им проще между собой разговаривать. Там, где надо сказать: «Вы подлец!» — можно сказать: «У вас трудный характер!» Нахала можно назвать шалуном, а обманщика — фантазером. И даже нашего Дурака так уже никто не называет, он теперь «человек, мыслящий по-другому». Вот так режут Правду! Почему, на ваш взгляд, Ф. Кривин назвал это произведение полу- сказкой? Ф. Кривин назвал свое произведение полусказкой, потому что сюжет у него вымышленный, но ситуация, описанная в полусказке, 49 взята из реальной жизни. Иносказательно автор показывает читате- лям, насколько продажны люди. Многие люди не имеют моральных ценностей и не ценят принципы других людей, они используют вы- сокие слова, чтобы прикрыть свою нечестность и лицемерие. II Полуправда Купил Дурак на базаре Правду, купил очень удачно: отдал за нее три дурацких вопроса да получил два тумака на сдачу — и пошел. Но с Правдой ходить очень тяжело — она большая, тяжелая. На ней не уедешь, а на себе тащить тяжело. Приплелся Дурак полуживой домой, а жена его спрашивает, где он так долго пропадал. Тогда Дурак показал ей Правду и все ей рас- сказал. Одно только не смог он объяснить, зачем ему эта правда нужна. Лежит Правда посреди улицы, ни в какие ворота не лезет, а Ду- рак с женой решают, что с ней делать, как в хозяйстве ее применить. Правда большая, ее даже никуда не поставить. Тогда сказала жена Дураку, чтобы тот отнес ее обратно на базар да продал недорого, за сколько дадут. Пошел Дурак, встал на базаре и предлагает всем свою Правду не- дорого, только никто ее покупать не хочет. Народ говорит, что у них своя Правда, не купленная. Расстроился Дурак. Но тут подходит к нему Умник и приценива- ется к Правде. Дурак обрадовался, сказал, что и за спасибо продаст. Однако для Умника это было дороговато. Когда подошел второй Умник, они долго примерялись, рядились, а потом решили на двоих одну Правду купить. На том и сошлись. Разрезали они Правду на две полуправды. Теперь и нести их лег- че и удобнее. Идут они по базару, и все им завидуют. Потом и другие Умники принялись Правду резать и покупать по- луправды. Теперь им между собой разговаривать стало намного проще. Вместо того, чтобы сказать: «Вы подлец!» — они говорят: «Вы человек с трудным характером!» Обманщика они называют фантазером, а нахала — шалуном. Даже нашего Дурака теперь так никто не называет, все его зовут «человеком, мыслящим по-другому». Вот как режут Правду! Как вы понимаете смысл этой полусказки? Мне кажется, что смысл этой полусказки состоит в том, что мно- гие люди не принимают правду, потому что она только мешает им 05 жить. А вот если «резать» правду, то есть немного корректировать ее для достижения каких-либо целей, тогда правда может и пригодить- ся. Только это уже не правда, а полуправда. Автор осуждает то, что многие люди наживаются за счет других. Он показывает читателям, что поступать так, как поступают многие «умники», аморально, что с этим надо бороться.