№ 22 I Подвиг Миклухо-Маклая Зимой 1872 года весь мир облетело известие, что молодой рус- ский ученый, отважный исследователь северо-восточного берега 239 Новой Гвинеи, Николай Николаевич Миклухо-Маклай убит и съеден дикарями. Русское правительство встревожилось и поручило клиперу «Изу- мруд», совершавшему кругосветное плавание, зайти в залив «Астролябии». Действительно ли Маклай погиб? Или его нужно вы- зволить из плена? 19 декабря моряки увидели на приближающемся берегу высокие, покрытые облаками горы, а на их склонах черные густые леса. Лавируя между рифов, «Изумруд» осторожно вплывал в залив «Астролябии». Сцена встречи была торжественная… Увешанные оружием и го- ловными уборами папуасы чинно сидели на своих местах в пироге, а в центре на возвышении находился худой и обросший Маклай. Во фланелевой рубахе и гамашах, с кинжалом за поясом и сумкой на плече, он был настоящим Робинзоном Крузо. К удивлению и радости прибывших моряков выяснилось, что Маклай не только цел и невредим, но его и не надо спасать от папуа- сов. Ведь они уважали и чтили его как лучшего друга и были готовы выполнить малейшее его пожелание. Миклухо-Маклай прожил среди папуасов Новой Гвинеи несколь- ко лет. У него с собой были мины и револьвер, но они ему не потре- бовались. Из его записок видно, что сначала папуасы грозили ему смертью, но спустя некоторое время они убедились в безобидности путешественника и стали сами отвечать ему дружбой. Маклай лечил папуасов от лихорадки и ран, учил их пользоваться стальными ору- диями, сажать растения. Он был с ними так правдив и непреклонен, что у них сложилась поговорка: «Слово Маклая — одно». Папуасы настолько уважали ученого, что стоило ему сказать «войны не бы- вать», как прекращалась бессмысленная междоусобица. В то время ученые, изучавшие происхождение племен, вели споры. Одни говорили, что все произошли от одного корня, единого ствола, а различия в уровне культуры объясняли не врожденными свойствами, а разными путями исторического развития. Другие считали, что народы произошли от чуждых друг другу корней и поэтому неравноценны. Белым суждено по природе руководить, а «цветным» подчиняться. Папуасы были людьми каменного века. Они не знали железа и стекла, они умели поддерживать огонь, но не умели разводить. Спички казались им чудом. Изучая их нравы, ученый изучал раннюю стадию развития человечества. Маклай понимал, что, наблюдая за тем, как они живут, плетут изгороди, охотятся, он совершал путеше- ствие в каменный век. Наука обязана ему сведениями о климате, жи- вотных и растениях Новой Гвинеи, но больше всего о ее темнокожих жителях. 042 Собирая коллекции, Маклай не сделался ученым-педантом. Он оставался ученым-борцом. Его интересовало не только прошлое и настоящее папуасов, но и их будущее. Он хотел спасти их от пора- бощения. И это делает его истинным ученым. Объясните смысл названия данного текста. Подвиг Миклухо-Маклая заключался в том, что слава не осле- пила его. Цель его исследований осталась та же — изучить нравы папуасов и постараться спасти их от порабощения. Он был доб- рым человеком, смог установить контакт с людьми каменного века, обучить их многому, узнать многое о них. Его вклад в науку огромен. II Подвиг Миклухо-Маклая Зимой 1872 года весь мир облетело известие, что молодой рус- ский ученый, исследователь Новой Гвинеи, Николай Николаевич Миклухо-Маклай убит дикарями. Русское правительство и поручило клиперу «Изумруд», со- вершавшему кругосветное плавание, зайти в залив «Астролябии». Действительно ли Маклай погиб? Или его нужно вызволить из плена? Приближаясь к берегу, моряки увидели высокие горы с густыми лесами. Лавируя между рифов, «Изумруд» осторожно вплывал в залив «Астролябии». Сцена встречи была торжественная… Папуасы чинно сидели на своих местах в пироге, а в центре на возвышении находился худой и обросший Маклай, похожий на Робинзона. К удивлению и радости прибывших моряков выяснилось, что Маклай не надо спасать. Папуасы уважали и чтили его как лучшего друга и были готовы выполнить малейшее его пожелание. Миклухо-Маклай прожил среди папуасов Новой Гвинеи несколь- ко лет. У него с собой были мины и револьвер, но они ему не потре- бовались. Сначала папуасы грозили ему смертью, но спустя некото- рое время, они убедились в безобидности путешественника и стали сами отвечать ему дружбой. Маклай лечил папуасов от лихорадки и ран, учил их пользоваться стальными орудиями, сажать растения. Он был с ними так правдив, что у них сложилась поговорка: «Слово Маклая — одно». Папуасы настолько уважали ученого, что стоило ему сказать «войны не бывать», как прекращалась бессмысленная междоусобица. 241 В то время ученые, изучавшие происхождение племен, вели споры. Одни говорили, что все произошли от одного корня, а раз- личия в уровне культуры объясняли не врожденными свойствами, а разными путями исторического развития. Другие считали, что на- роды произошли от чуждых друг другу корней и поэтому неравно- ценны. Белым суждено по природе руководить, а «цветным» под- чиняться. Папуасы были людьми каменного века. Они не знали железа и стекла, они умели поддерживать огонь, но не умели разводить. Изу- чая их нравы, ученый изучал раннюю стадию развития человечества. Наука обязана Маклаю сведениями о климате, животных и растениях Новой Гвинеи, но больше всего о ее темнокожих жителях. Собирая коллекции, Миклухо-Маклай не сделался ученым- педантом. Он оставался ученым-борцом. Его интересовало не только прошлое и настоящее папуасов, но и их будущее. Он хотел спасти их от порабощения. И это делает его истинным ученым. О каких чертах характера Миклухо-Маклая вы узнали из данного текста? Мы узнали о его доброте, справедливости, честности, правди- вости. Он был истинным борцом за равенство человека, великим ученым. Он никогда не забывал о своем долге перед людьми и наукой.