№ 23 I Подвиг художника В 1508 году Микеланджело Буонарроти подписал договор с па- пой Юлием II. Итальянский скульптор и художник должен был рас- писать плафон Сикстинской капеллы — длинной залы в папском дворце. Чтобы расписать ее потолок (высота зала составляет 18 метров), соорудили специальные леса, на которых художник мог работать только лежа. Он работал в таком положении в течение четырех лет. Его тело ныло, краска капала ему на лицо, но Микеланджело ничего не замечал, потому что работал с неистовством, забывая о сне и еде. Проработав столько лет лежа, великий мастер испортил себе зре- ние, и долгие годы потом мог рассматриваться предметы, только подняв их над головой. Сколько технических трудностей испытал Микеланджело! Толь- ко он расписал одну фреску (роспись по штукатурке водяными крас- ками), как часть потолка стала покрываться плесенью, и ему при- шлось начинать работу сначала. Микеланджело один расписал площадь в шестьсот квадратных метров. Ему помогал только его ученик Кондиви. Это был труд ти- тана, настоящий подвиг художника. За что бы ни брался Микеланджело, он всегда работал с боль- шим рвением. Например, если ему нужен был мрамор для скульп- туры, он сам спускался в каменоломню и проводил многие месяцы, добывая его. Можно задаться вопросом: зачем, ради чего Микеланджело с та- ким рвением работал? Если бы мы задали этот вопрос самому ху- дожнику, он бы его просто не понял. Для него было смыслом жизни 85 непрерывно творить. В своих творениях он раскрывал свои мысли, и была еще в этом иступленном труде огромная радость — радость творить. Прошло уже пять веков, как умер великий мастер, но его произ- ведения живы. Мы до сих пор любуемся Сикстинским плафоном и скульптурами Микеланджело, понимаем, что он хотел в них выра- зить. Когда видишь смелого «Давида», вставшего на защиту своей родины, осознаешь, как горячо Микеланджело любил свою страну, также защищавший родную Флоренцию с оружием в руках. Мы видим Сикстинскую капеллу, и мысли Микеланджело о красоте и совершенстве человека становятся нам ближе. Мы благодарны ему за созданные произведения, которые приносят нам глубокую радость. Объясните смысл названия текста. Подвиг — это самоотверженный поступок. Микеланджело совер- шил именно такой поступок. Он не жалел себя, расписывая плафон Сикстинской капеллы. В свои фрески художник вложил всю душу. Он даже не пожалел своего зрения ради того, чтобы для потомков сохра- нились его понимание мира, его чувства и мысли. И действительно, спустя несколько веков мы любуемся произведениями Микеланджело. Мы его помним, и наши потомки тоже будут его помнить и восхи- щаться его творениями. Это и есть подвиг художника. II Подвиг художника В 1508 году великий художник и скульптор Микеланджело за- ключил договор с папой Юлием II. Художник должен был расписать плафон Сикстинской капеллы — залу в папском Ватикане. Чтобы расписать потолок, высота которого составила 18 метров, были сооружены специальные леса. Микеланджело мог работать на них только лежа. Так работать было очень тяжело, но художник ра- ботал с неистовством, забывая о сне и еде. У Микеланджело было очень много трудностей во время работы. Только он расписал фреску, как часть потолка стала покрываться плесенью, и ему приходилось начинать все сначала. Художник расписал один более 66 квадратных метров, ему помогал только его ученик Кондиви. Это был настоящий подвиг художника. За что бы Микеланджело ни брался, он все делал очень самоот- верженно. Например, если ему нужен был мрамор для скульптуры, он проводил многие месяцы в каменоломне. Если бы современный человек спросил художника, ради чего он с таким рвением работает, он бы просто не понял этого вопроса. Ми- келанджело просто не мог жить иначе. Он стремился в работе рас- 59 крыть свои чувства и мысли. В этом иступленном труде для него была огромная радость — радость творить. Прошло пять веков, но мы до сих пор любуемся произведениями Микеланджело. Смотря на смелого «Давида», вставшего на защиту своей страны, мы понимаем, как горячо любил художник свою роди- ну, он сам защищал Флоренцию с оружием в руках. Мы любуемся Сикстинской капеллой, и чувства художника ста- новятся нам ближе. Мы благодарны художнику за его произведения, за его самоотверженный труд. Дополните текст рассуждением о вашем понимании смысла творчества. Смысл творчества я вижу в том, чтобы создавать что-то принци- пиально новое. Ведь если человек копирует кого-то, он выражает не свои мысли, а мысли создателя оригинала. Значит, у такого человека нет своего Я. Если человек хочет показать свои мысли и чувства, его творчество уникально. Конечно, встречаются люди со схожими жиз- ненными позициями и они составляют одно течение в искусстве, но каждый из них по-своему выражает одно и то же. Каждый выражает какую-то одну грань.