№ 26 I Пейзажная проза и поэзия Когда на склоне своей жизни Толстой, обрушиваясь на пустое, бессодержательное «искусство ради искусства», отнес в эту груп- пу и пейзажную живопись, Репин резко возразил ему. Он утвер- ждал, что пейзажи дороги нам не потому, что они верно изобра- жают природу, но потому, что они несут в себе отношение ху- дожника к ней, его понимание ее красоты. И лучшие художники- пейзажисты своим творчеством доказали правильность слов Ре- пина. Со времен Васильева пейзаж будит в нас чувство восхищения и любви к родной природе, открывая даже в самых простых вещах нечто прекрасное. Он помогает человеку, по словам Крамского, стать «лучше, добрее, здоровее». А разве это не цель настоящего искусства? Рядом с чутким к малейшим изменениям природы Васильевым творил его учитель Шишкин. Более разных в своем отношении к природе, в понимании ее красоты художников представить, навер- ное, невозможно. Крамской писал, что Шишкин поражает нас необыкновенным знанием природы. Он считал его единственным, настолько знающим природу ученым образом, но только знающим. Он считал, что Шиш- кин далек от шума и музыки природы. И действительно в огромных полотнах Шишкина нас подкупает это исключительное знание. Его картины — это обстоятельно рассказанные повести о жизни могучих корабельных рощ, тенистых дубрав и широких полей с кло- нящейся под ветром рожью. В своих рассказах Шишкин не упускал ни малейшей детали. Нельзя не подивиться тому, как точно он изображал возраст деревь- ев, их характер, почву, на которой они растут, как обнажаются их корни на песчаных склонах, как отражаются лучи солнца на их ство- лах и зеленых листьях, как лежат камни-валуны в прозрачной воде ручья… Но не было во всем этом ясном повествовании того, что Крам- ской назвал «стрункой, которая могла бы обращаться в песню». Шишкин был, если можно так сказать, трудолюбивым прозаиком русского пейзажа. Васильев стал его поэтом. И первая, еще несмелая песня была подхвачена хором новых го- лосов. Сформулируйте и запишите главную мысль текста. Согласны ли вы с автором? Главная мысль текста: искусство, выражая мысли и чувства ав- тора, призвано пробуждать в людях ответную реакцию, воспиты- 052 вать у них понимание добра и зла, учить любви к прекрасному и неприятию всего подлого и низкого. Эта же цель стоит и перед пейзажистами, которые прививают нам любовь к родной природе, ко всему самому простому, но родному. В этом я полностью со- гласна с автором. II Пейзажная проза и поэзия Когда на склоне своей жизни Толстой, обрушиваясь на пустое «искусство ради искусства», отнес в эту группу и пейзажную живо- пись, Репин резко возразил ему. Пейзажи дороги нам не потому, что они верно изображают природу, но потому, что они несут в себе от- ношение художника к ней. Художники-пейзажисты своим творчест- вом доказали правильность слов Репина. Со времен Васильева пейзаж будит в нас чувство восхищения и любви к родной природе. Он помогает человеку, по словам Крамско- го, стать «лучше, добрее, здоровее». А разве это не цель настоящего искусства? Рядом с чутким к малейшим изменениям природы Василье- вым творил его учитель Шишкин. Более разных в своем пони- мании красоты природы художников представить, наверное, невозможно. Крамской писал, что Шишкин поражает нас необыкновенным знанием природы. Он знает ее ученым образом, но он далек от шума и музыки природы. И действительно, в огромных полотнах Шишкина нас подкупает это исключительное знание. Его картины — это повести о жизни могучих рощ, тенистых дуб- рав и широких полей. В своих рассказах Шишкин не упускал ни малейшей детали. Нельзя не подивиться тому, как точно он изображал возраст деревь- ев, почву, на которой они растут, то, как обнажаются их корни на песчаных склонах… Но не было в этом ясном повествовании того, что Крамской на- звал «стрункой, которая могла бы обращаться в песню». Шишкин был трудолюбивым прозаиком русского пейзажа. Ва- сильев стал его поэтом. И первая, еще несмелая песня была подхвачена хором новых го- лосов. 251 Расскажите о картине И. И. Шишкина, которая произвела на вас сильное впечатление. Мне больше всего запомнилась картина Шишкина «Рожь». На ней художник, как всегда, подробно и ясно изображает бескрайнее поле спелой ржи, воспевая неиссякаемую богатырскую силу русской земли. Широкий разворот дороги во ржи — мотив, распространен- ный в русской пейзажной живописи, — и могучие сосны, увеличи- вающие впечатление большого пространства, делают идею пейзажа особенно понятной.