№ 3 I Искра Божия Левитан возвращался с прогулки вечером, он долго смотрел на церковь и расположенную неподалеку часовенку, на темные кресты погоста, на лесной простор Заволжья, озаренный закатом. Все это и еще тишина вокруг напомнили ему горечь детства, пер- вое приобщение к природе, неясные мечты о творчестве. На другой день он усиленно работал, он решил запечатлеть церковь, погост, этот простор. Он не видел плывущих облаков, не слышал сидя- щих на цветах шмелей, гудящих сосен. Сосредоточившись на выбран- ном пейзаже, он весь превратился в зрение, привычной рукой он нано- сил разноцветные мазки, и постепенно из их нестройной путаницы вы- рисовывались строгие линии, музыкально-округленные очертания. И чем дальше он продвигался, тем сильнее Исаак Ильич чувство- вал неутоляемую жажду работы. Иногда он немного отдыхал. Отло- жив кисти, вставал, отходил на несколько шагов и смотрел на лишь только начатую работу. Основная часть была сделана: он нашел наилучшее размещение со- ставных частей композиции. Великий заволжский простор со всей его 193 бесконечностью перемещался в сжатые пределы полотна, и церковные постройки не загромождали картину, как бы отодвигаясь вдаль. Около художника теснились восхищенные босые ребятишки. Из близко стоящих по-деревенски пыльных и бедных домов выходили и приближались к художнику сумрачные рыбаки, сапожники в черных фартуках, мастеровые с маслянистыми руками. И они, как и ребя- тишки, восхищались умением Левитана. С пасеки, где роились сердитые пчелы, шел отец Яков в полотня- ном подряснике, с сеткой в руках. Он подошел к художнику и, при- щурив глаза, сказал: «Отрадно видеть искру Божию в искусстве!» Проходящая мимо художника сказочно седая старуха в разбитых лаптях и траурном платке остановилась, посмотрела слезящимися глазами на картину, вздохнула и задумалась, опираясь на можжеве- ловый посох. Потом, порывшись в кармане сарафана и перекрестив- шись двуперстным крестом, она поклонилась великопостным покло- ном и бережно положила в ящик с красками блестящую копеечку. И никто не знал, о чем она молилась, какие мысли тревожили эту простую, ветхозаветную душу, когда она смотрела на треножник, на картину и на странного человека в белом костюме, так ловко ворожившего кистью. Художник был так тронут этой простотой, что так же бережно, с щемящей радостью спрятал необычайный дар. И оглянулся кругом. Плыли сливочные облака, переливались травы, сухой бор сладко пахнул смолой, сушью, поздней земляникой. Напишите о своем впечатлении от данного рассказа. Я думаю, что настоящий художник именно так и начинает свои работы, когда его что-то заденет за живое. И тогда он не покладая рук трудится над картиной. Такие картины не оставляют людей рав- нодушными, они могут вызвать улыбку или грусть, но никогда не вы не пройдете мимо. Деревенские жители очень хорошо чувствуют, и они, хотя и не разбираются в искусстве, но интуитивно ощущают: Левитан пишет настоящее, искреннее, вкладывая в полотно свою душу. И, хотя рука его держит кисти уверенно, он постоянно прове- ряет, так ли идет выполнение задуманного. Как бы ни был профес- сионален живописец, он всегда «болеет» за свои картины. II Озарение Во время вечерней прогулки Левитан был глубоко тронут видом церкви, стоявшей рядом часовенки, темных крестов погоста, да и всего бескрайнего заволжского лесного простора. Они напомнили ему горечь детства, далекие мечты о творчестве. 491 Следующим днем он усиленно работал над задуманной картиной. И все, кроме отражавшихся на полотне церкви, погоста и заречного простора, перестало для него существовать. Сосредоточившись и воплотившись в зрение, художник уверенно наносил разноцветные мазки. Вскоре на полотне стали отчетливо вырисовываться стройные линии, музыкально-округленные очертания. Исаак Ильич вдыхал густой запах красок и с наслаждением чув- ствовал все возрастающее желание работать. Во время коротких пе- рерывов он недалеко отходил от картины и оценивал лишь начатую работу. Основа была подготовлена: тайна композиции была найдена. Ве- ликий заволжский простор, сохраняя бесконечность, перемещался в сжатые пределы полотна, а церковь не загромождала картину за счет отодвигания вдаль. Босые деревенские ребятишки восхищенно взирали на полотно, мастеровые выходили из ближних домов и присоединялись к ребятне. Прищурив глаза, подошел отец Яков в полотняном подряснике. Внимательно изучив полотно, он ласково сказал, что рад видеть в искусстве искру Божию. Потом около художника остановилась сказочно седая старуха в траурном платке. Слезящимися глазами она посмотрела на картину, и, вздохнув, задумалась. Затем, широко перекрестившись двупер- стым крестом, она достала из кармана сарафана блестящую копеечку и, совершив великопостный поклон, опустила ее в ящик с красками. Задетый за живое этой простотой, художник спрятал необычай- ный дар и, наконец, заметил, что вокруг плыли облака, переливались травы и сладко пахнул сухой бор. Как вы понимаете слова «искра Божия в искусстве»? Человек, называемый «искрой Божьей в искусстве», по-моему, обла- дает особенным талантом в том виде искусства, которым он занимается. Он отличается от своих коллег. Возможно, его работы неимоверно близки к реальной жизни. У этих, людей, как я считаю, должен быть золотой глаз, то есть во внешне непримечательном они способны видеть глубокое, то, что можно запечатлеть, то, что вызовет ответное чувство. «Искра Божия» — это человек, самим Богом отданный искусству.