№ 33 I Любовь, уважение, знание… Как относиться к нашему культурному наследию? Каждый отве- тит, что его надо оберегать, но в памяти пробуждаются другие, гру- стные, а порой даже горестные воспоминания. Довелось мне однажды быть на Бородинском поле вместе с за- мечательным человеком — реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. Он уже и не помнит, когда последний раз был в отпус- ке: ни дня без Бородинского поля прожить не может. Мы с ним обнажили головы перед памятниками, воздвигнутыми благодарны- ми потомками. И это здесь, на поле русской славы, в 1932 году был взорван па- мятник на могиле Багратиона! Сделавшие это надругались над свя- тыней, они совершили преступление против самого святого: против чувства глубокой признательности герою, защитнику национальной свободы. А как расценивать тех, кто примерно в это же время нама- левал гигантскую надпись на стенах монастыря, построенного на месте смерти другого героя — Тучкова: «Довольно хранить остатки рабского прошлого!» Я родился и прожил большую часть жизни в Ленинграде. Для меня архитектурный облик города связан и именами Растрелли, Рос- си, Кварнеги, Захарова, Воронихина. По дороге с главного аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли. Он был в плохом состоянии, но коснись его рука реставратора, и какой бы праздничной стала увер- тюра к Ленинграду. Во время войны дворец был близко к линии 28 фронта, но наши бойцы сделали все, чтобы сохранить это здание. Но в конце шестидесятых годов его снесли! Снесли, и пусто на этом месте. Так же пусто и в душе, когда проезжаешь это место. И горько, ведь потеря памятников культуры невосполнима: все они уникальны, они связаны с определенной эпохой, с конкретными именами. «Запас» памятников культуры, «запас» культурной среды в мире крайне ограничен, и с каждым годом он становится все меньше. На земле остается все меньше памятников культуры, и не потому, что земли становится меньше. Все дело в том, что слишком много при- зывали к патриотизму, а его надо воспитывать с детства. Любовь к родной стране, родной природе, родному городу или селу, родной речи начинается с любви к семье, к жилищу, школе. И еще — с уважения чувств других людей, которые также любят свой дом, свою природу, свое родное слово, пусть и непонятное тебе. Все эти важнейшие человеческие качества и поможет открыть тебе история: любовь, уважение, знание. Каким предстает перед вами автор этого текста Д. С. Лиха- чев? Автор этого текста Д. С. Лихачев предстает перед нами истин- ным патриотом своей родины. Он искренне переживает за то, как будет развиваться общество, он старается посоветовать людям, как воспитать важнейшие, с его точки зрения, человеческие качества: любовь, уважение, знание. Он дает «рецепт», как вылечиться обще- ству от цинизма. Он уверен, что для этого необходимо воспитывать патриотизм с малых лет с любви к самым простым вещам: семье, школе. Также он считает, что без сохранения и почитания памятни- ков культуры люди не смогут двигаться вперед в своем развитии. II Любовь, уважение, знание… Любой человек скажет, что к историческому и культурному на- следию надо относиться бережно, но очень часто можно вспомнить грустные примеры обратного. Однажды я был на Бородинском поле вместе с замечательным реставратором Николаем Ивановичем Ивановым, который не пред- ставлял свою жизнь без этого места. Мы обнажили голову перед па- мятниками, воздвигнутыми благодарными потомками героям Боро- дина. И вот здесь в 1932 году взорвали памятник на могиле Багратиона. Сделавшие это посягнули на святыню, на самое благородное чувст- во: чувство благодарности и признательности защитнику националь- 83 ной свободы России. А как можно назвать тех, кто примерно в это же время намалевал на стенах монастыря, построенного на месте гибели другого героя — Тучкова — огромную надпись: «Довольно хранить остатки рабского прошлого!» Я родился и провел большую часть жизни в Ленинграде. Для ме- ня архитектурный облик этого города ассоциируется с такими име- нами, как Растрелли, Росси и других. По дороге с главного ленин- градского аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли. Дворец был в плохом состоянии, но нужно было только, чтобы рука реставратора коснулась этих стен, и тогда бы увертюра к Ленинграду стала радо- стной. Во время войны дворец стоял слишком близко к линии фрон- та, но наши бойцы сделали все, чтобы спасти это здание. Но дворец снесли в шестидесятых годах. Снесли, и стало место пустым. Так же было пусто и в душе, когда проезжаешь это место, ведь памятники культуры всегда связаны с определенной эпохой, с конкретными мастерами. «Запас» памятников культуры в мире ограничен, и он становится все меньше. На земле остается все меньше места для них, и это про- исходит не потому, что становится меньше земли. Слишком много говорили о патриотизме, а его надо воспитывать с раннего детства. Любовь к родине, родной культуре, родной речи надо воспиты- вать с любви к семье, школе. И еще с уважения к чувствам других людей, даже если мы их не понимаем. Все эти важнейшие человеческие качества и поможет открыть в душе история: любовь, уважение, знание. Определите стиль текста и докажите свою точку зрения. Стиль данного текста — публицистический. Цель автора — привлечь внимание к поднятой в тексте проблеме — проблеме культурного наследия. Для большего эффекта автор приводит фак- ты, даты, имена. Д.С. Лихачев провоцирует читателя на обсужде- ние этой темы.