№ 35 I Работа над картиной Художнику, решившему написать историческую картину, надо хорошо знать ту историческую эпоху, которую он собрался описы- вать. Когда Суриков задумал писать «Боярыню Морозову», он про- читал много книг о той эпохе, он ходил по Москве, всматривался в Кремль и храм Василия Блаженного. Он, как у людей, спрашивал их: «Вы видели, вы слышали, вы свидетели». В написании картины художнику очень помогли воспоминания детства. Родился он в сибирском городе Красноярске. Он был по- томком сибирских казаков, пришедших туда с Дона под предводи- тельством Ермака. В детстве мальчик слышал много сказаний и пре- даний, в том числе и историю про боярыню Морозову. В то время в Сибири еще сохранился образ жизни Руси XVI и XVII веков: та же одежда, те же обычаи. Все эти черты художник и изобразил в своей картине. Суриков работал очень много над созданием каждого героя кар- тины. Он часто посещал молитвенные дома старообрядцев в селе Преображенском Московской области. Он вспоминал: «Там меня все знали. Даже старушки и девушки-начетчицы позволяли мне себя рисовать. Им нравилось, что я казак и не курю». Дольше всего Суриков искал образ самой боярыни Морозовой. Однажды у старообрядцев он увидел женщину, приехавшую с Урала. Ее внешность поразила художника. Он нарисовал с нее этюд за два часа. Этюд — это небольшая картина, в которой художник изобра- жает часть своей будущей картины. С этого первого этюда Суриков потом написал еще один, окончательный, который сейчас хранится в Третьяковской галерее. Он называется «Голова боярыни Морозо- вой». Суровое лицо женщины как будто освещено внутренним ог- нем. 87 Очень много написал Суриков этюдов зимы. Он вспоминал, что все рисовал с натуры: и розвальни, и сани, и колеи. Тогда он жил в Долгоруковском. В переулках всегда были глубокие сугробы. Как только выпадал глубокий снег, Суриков просил кого-нибудь про- ехать на розвальнях, а потом начинал колею рисовать. Вот так работал Суриков. Он сам шутил, что если бы он ад рисо- вал, то и под землю бы залез и в котле позировать заставлял бы. Очень большое значение в работе художника имеет его жизнен- ный опыт, те ассоциации, которые возникают у него во время рабо- ты. Чем больше впечатлений откладывается в душе художника, тем ярче и полнее его искусство. Иногда во время работы художника эти ассоциации появляются сами собой. Суриков в своей картине «Боярыня Морозова» долго искал соче- тание черного платья женщины и белого снега. В поисках этого цве- тового решения он внезапно вспомнил, как однажды поразило его одно сочетание: черная ворона на ослепительно белом снегу. Композиция позволила художнику расположить на картине все, что он хотел, а светотень и колорит помогли передать все разнообра- зие мира. О каких чертах характера художника свидетельствует данный текст? Данный текст свидетельствует о том, что Суриков был очень от- ветственным человеком. Он подходил к написанию картины, осо- бенно исторической, очень ответственно: он изучал книги, всматри- вался в сооружения той эпохи. Он даже сам шутил над своей дотош- ностью, говоря, что если задумает ад рисовать, то и туда полезет и заставит в котле позировать. Суриков умел расположить к себе людей, потому что он был к ним внимателен. Даже суровые старушки и девушки-начетчицы в старообрядческой церкви были к нему благосклонны и позволяли рисовать себя. И, конечно, Суриков обладал необыкновенным талантам худож- ника. Он создал картину, которая до сих пор поражает посетителей Третьяковской галереи. Он сумел дать нам почувствовать тот внут- ренний огонь, который он ощутил, когда встретил ту женщину, с которой писал лицо боярыни Морозовой. II Художник и его картина Художник, который решил писать картину на историческую те- му, должен хорошо знать ту эпоху, которую он собирается описы- 88 вать. Например, когда Суриков решил написать «Боярыню Моро- зову», он прочитал очень много книг, он ходил по Москве, всмат- риваясь в Кремль и другие здания, как бы прося их рассказать, что они помнят о том событии, о котором художник решил всем рас- сказать. В создании картины Сурикову помогли воспоминания детства, проведенного в Сибири. Ведь он был потомком донских казаков, пришедших туда вслед за Ермаком. Мальчик слышал много преда- ний и рассказов, в том числе и о боярыне Морозовой. В то время в Сибири еще сохранился уклад жизни XVI и XVII ве- ков, и эти черты художник воплотил в своей картине. Суриков очень кропотливо работал над каждым образом карти- ны. Он часто посещал молитвенные дома старообрядцев, и там его все знали. Даже суровые старушки и девушки-начетчицы позволяли ему рисовать себя. Дольше всего художник искал образ самой боярыни Морозовой. Однажды у старообрядцев он увидел женщину, приехавшую с Урала. У нее в глазах был внутренний огонь. Суриков написал этюд с нее за два часа. После он написал еще один, окончательный этюд, который сейчас хранится в Третьяковской галерее под названием «Голова боярыни Морозовой». Суриков без конца писал этюды зимы. Он все писал с натуры: и сани, и дровни. Когда выпадал в Долгоруковском глубокий снег, он просил кого-нибудь проехать на санях и писал колею. Он сам шутил, что если задумает писать ад, то спустится под землю и заставит к котле позировать. Кроме этого, в написании картины очень важен жизненный опыт художника, те ассоциации, которые возникли у него во время рабо- ты. Чем больше впечатлений остается в душе художника, тем ярче и полнее его творчество. Иногда эти ассоциации возникают неожидан- но для художника. Суриков долго искал сочетание белого снега и черного платья боярыни Морозовой. Он вспомнил, как однажды его поразил кон- траст: черная ворона на ослепительно белом снегу. Перспектива и композиция картины позволили художнику уме- стить на полотне все, что он хотел, а светотень и колорит передают разнообразие и яркость мира. Расскажите об истории создания какой-либо известной вам картины. Я бы хотел рассказать об истории создания картины Иванова «Явление Христа народу». Около 1833 года Иванов начинает раз- рабатывать эскизы к будущей картине. Сюжет он взял из первой главы Евангелия от Иоанна. Эта картина огромная, она занимает в 89 Третьяковской галерее целую стену. Художник написал огромное количество этюдов, которые тоже можно увидеть в Третьяковке. Иванов посвятил всю жизнь написанию этой картины: он создавал ее 20 лет.