№ 41 I В гостях у медведя Чичиков еще раз искоса взглянул на Собакевича, на этот раз он ему очень показался похож на средней величины медведя. Для пол- ноты сходства на Собакевиче был медвежьего цвета костюм, рукава были длинны, панталоны были длинны, он ступал своими ступнями и вкривь и вкось и постоянно наступал другим людям на ноги. Цвет лица его был каленый, горячий, как на медном пятаке. Известно, что есть много лиц, над которыми природа не использовала никаких мелких инструментов: буравчиков, напильничков и так далее, а про- сто рубила с плеча: махнет — нос получился, еще раз махнет — под- бородок. После того, не обскобливши, пустила в свет, сказав: «Жи- вет!» Именно такой вид был у Собакевича. Держался он более вниз, чем вверх, шеей не ворочал вовсе, отчего никогда не смотрел прямо на собеседника, а на дверь или в угол печи. Чичиков еще раз посмот- рел на него: медведь! Совершенный медведь! У него даже имя: Ми- хаил Семенович! Зная за Собакевичем привычку наступать на ноги, 201 Чичиков очень осторожно передвигал своими, пропускал хозяина вперед. Хозяин, казалось, сам знал за собой этот грех и тут же спро- сил, не побеспокоил ли он Чичикова. Но Чичиков ответил, что пока еще не произошло никакого беспокойства. Войдя в гостиную, Собакевич указал на кресло и сказал Чичико- ву: «Прошу!» Садясь в кресло, гость взглянул на стены и на висев- шие на них картины. На картинах были все греческие полководцы, гравированные во весь рост. У них были такие толстые ляжки и та- кие большие усы, что дрожь проходила по телу. Среди греческих юношей, непонятно для чего, поместился Багратион, тощий, худень- кий, с маленькими знаменами и пушками внизу и в самых узеньких рамках. Потом была опять греческая героиня — Бобелина. Одна нога ее казалась больше, чем все туловище тех щеголей, которые напол- няют нынешние гостиные. Хозяин, будучи сам человеком крепким и здоровым, хотел, чтобы его окружали такие же люди. Возле Бобели- ны, у окна, висела клетка с дроздом темного цвета, также очень по- хожим на Собакевича. Почти целых пять минут сидели молча, раздавалось только по- стукивание дрозда по деревянной клетке. Чичиков еще раз окинул взором комнату: все в ней было крепко и неуклюже, как и сам хозя- ин. В углу стояло пузатое ореховое бюро — совершенный медведь. Стол, стулья, кресла — все было самого тяжелого и беспокойного свойства. Казалось, что каждая вещь говорила: «И я тоже Собаке- вич!» или «И я тоже очень похож на Собакевича». Какие слова в описании Собакевича, по вашему мнению, являют- ся ключевыми? Ключевыми в описании Собакевича являются слова: медведь, не- уклюже, крепкий, вкривь и вкось и др. — все эти слова характеризу- ют Собакевича как человека темного, необразованного в полной ме- ре, грубого. Автор сам описывает его как человека, над созданием которого природа долго не мудрила. Собакевич — это человек не- отесанный не только внешне, но и внутренне, в душе. II В гостях у Собакевича Когда Чичиков вновь взглянул на Собакевича, он ему показался очень похожим на медведя. Сходство подчеркивал медвежьего цвета костюм, длинные рукава и панталоны; Собакевич постоянно насту- пал людям на ноги. Есть такие лица, над которыми природа долго не мудрила и не использовала мелких инструментов, таких, как бурав- чики и напильнички. Она просто рубила с плеча, а потом, не обскоб- ливши, пускала в свет, говоря: «Живет!» 103 Именно такой неотточенный образ был у Собакевича: он смотрел всегда вниз, головы не поворачивал, поэтому никогда не смотрел на собеседника, а куда-нибудь в угол печи. Чичиков вновь посмотрел на него: совершенный медведь. Его даже звали Михаилом Семеновичем! Зная его привычку наступать на ноги, Чичиков аккуратно двигал сво- ими и всегда пропускал Собакевича вперед. Тот тоже как будто чувст- вовал за собой этот грех и спросил у гостя, не побеспокоил ли он его. Но Чичиков ответил, что никакого беспокойства пока не произошло. Войдя в гостиную, Собакевич предложил гостю присесть. Садясь, Чичиков посмотрел на стены и на висевшие на них картины. На кар- тинах были изображены греческие полководцы, гравированные во весь рост. Все они были с такими толстыми ляжками, что дрожь пробегала по телу. Между греческими красавцами почему-то висел тоненький Багратион. Рядом с ним висела греческая героиня Бобе- лина, одна нога которой была шире, чем все туловище щеголей, ко- торые наполняли гостиные тех времен. Рядом с Бобелиной, у окна, висела клетка с дроздом, тоже необыкновенно похожим на хозяина. Минут пять сидели молча, было слышно только постукивание дрозда. Чичиков еще раз окинул комнату: все вещи в ней были проч- ны и неуклюжи, как и сам хозяин. Казалось, все вещи: стол, стулья, кресла — говорили: «И я тоже Собакевич!» или «И я тоже очень по- хож на Собакевича!». Как вы думаете, какие художественные приемы, использованные Н. В. Гоголем в данном тексте, помогают лучше представить Со- бакевича? В данном тексте Н.В. Гоголь использует такой прием, как сравне- ние, причем это развернутое сравнение. На протяжении всего повест- вования автор подчеркивает сходство всех предметов в доме на хозяи- на, а хозяина — на медведя. Кроме того, автор использует такой при- ем, как гипербола. Например, Н.В. Гоголь говорит, что одна нога гре- ческой героини Бобелины была толще, чем туловища щеголей. Все эти художественные средства помогают читателю предста- вить образ Собакевича-медведя, понять, насколько неотесан был этот человек и все предметы, которые его окружали.