№ 44 I Путь таланта Передо мной полотна Сурикова. Интересно, почему в одном просыпается талант, а в другом нет? 109 Вероятнее всего, талант накапливается по капельке, передается по наследству из колена в колено, как цвет волос или характер. Он пробирается вверх по родословной, как огонек по бикфордову шну- ру, чтобы в каком-нибудь поколении вспыхнуть ослепительным взрывом. Талант может не проявляться в каком-то поколении, но его песчинка передается дальше, он копится, дожидаясь своего проявле- ния. Никто не знает, что такое талант и где его искать в человеке, из- вестно лишь, что у одного он есть, а у другого нет. Например, удиви- тельные связки достались именно Шаляпину, Карузо. Как по бикфордову шнуру, тянулся талант и к Сурикову. Он на- чал проявляться еще в предыдущем поколении. Отец Сурикова не- плохо пел, дядя художника — Хозяинов — писал маслом. Другие его дядья тоже рисовали: копировали литографии. Мать Сурикова, хотя и была неграмотной женщиной, прекрасно плела кружева, вышивала бисером целые картины. Суриков вспоминал: «Мать моя не рисова- ла, но когда нужно было объяснить старую казачью шапку, она взяла карандаш и неуверенно нарисовала ее: я сейчас же ее увидел». Талант был как данность. Он был принят в виде таинственной эс- тафеты. Теперь дело было за другими, внешними факторами, чтобы талант не ушел в другие поколения или не погиб, едва появившись. Николай Васильевич Гребнев, человек, которому нигде не стоит памятник, больше всех «повинен», что у России есть Суриков. Скромный провинциальный учитель рисования заметил проклюнув- шийся из красноярского быта и как бы нездешний росток. Дальней- шее можно сравнить с внимательным уходом садовода за редким цветком, доставшимся ему случайно. Суриков вспоминал об учителе: «Он учил меня рисовать. Чуть не плакал надо мной. Рассказывал мне о Брюллове, Айвазовском, как тот море пишет, как формы облаков знает. Гребнев брал меня с со- бой, где акварельными красками заставлял сверху холма город рисо- вать. Мне тогда одиннадцать лет было. Приносил гравюры, рисунки Рафаэля и Тициана, чтобы я с оригинала рисовал. Я очень красоту композиции любил. А потом и в природе ее видеть начал». К слову, в расцвете славы Сурикова называли «композитором». Но это все потом. Надо было еще выбраться из красноярской глуши — пересадить растеньице на столичную почву. На поездке в Академию художеств настаивал все тот же Николай Васильевич Гребнев, который, наверное, почувствовал, что теперь он вправе ска- зать, что прожил на земле не зря. Определите тему и главную мысль текста. Тема данного текста — судьба Сурикова как художника. 011 Основная мысль данного текста — к человеку талант не прихо- дит сам по себе, он переходит из поколения в поколение, пока, нако- нец, не вспыхнет в конкретном человеке. Но автор справедливо за- мечает, что природное дарование — это не единственное условие появления талантливого человека. Талант нужно развивать; на при- мере Сурикова автор показывает, как происходило становление ху- дожника. Он считает, что окружающая обстановка и знающие люди влияют на творческую личность даже больше, чем просто дар от природы. II Путь таланта Почему в одних людях талант просыпается, а в других нет? Та- лант, вероятно, накапливается из поколения в поколения, пока не вспыхнет ослепительным взрывом в каком-нибудь человеке. Талант может не проявляться в предыдущих поколениях, но его крупица обязательно передаться в следующее поколение. Никто не знает, где находится у человека талант, но известно, что это отличительная особенность, доставшаяся одному человеку и не доставшаяся другому, как достались великолепные связки Карузо или Шаляпину. Как по бикфордову шнуру, тянулось то нечто, что называется та- лантом, и к Сурикову. В предыдущем поколении талант уже начал искрить. Отец Сурикова неплохо пел. Его дядя — Хозяинов — писал маслом, другие его дядья тоже рисовали. Мать Сурикова, хотя и бы- ла неграмотной женщиной, прекрасно плела кружева и вышивала бисером. Она не умела рисовать, но когда ей надо было, например, рассказать, как выглядела старая казачья шапка, ей было проще на- рисовать ее, чем объяснить словами. Талант был как данность, но теперь нужны были внешние факто- ры, которые помогли бы развиться таланту, не дать ему умереть, едва проявившись. Таким внешним фактором был Николай Василье- вич Гребнев, он больше всех «повинен» в том, что у России есть Су- риков. Скромный учитель рисования заметил только что проклю- нувшийся росток из красноярского быта, он лелеял его, как лелеет садовод редкое растение, доставшееся ему случайно. Суриков вспоминал, как Гребнев учил его рисовать. Он расска- зывал мальчику о Брюллове, Айвазовском, о том, как тот умел рисо- вать море. Гребнев брал будущего художника с собой и заставлял его рисовать акварельными красками город. Он приносил Сурикову гра- вюры, репродукции великих мастеров, чтобы тот с них срисовывал. 111 В картинах старых мастеров Суриков больше всего чувствовал ком- позицию, потом он начал видеть ее и в природе. Недаром в расцвете и славе Сурикова называли «композитором». На том, чтобы Суриков поехал в Академию художеств, тоже на- стоял Гребнев. Надо было пересадить взлелеянный росточек на сто- личную почву. Только теперь, наверное, мог Гребнев сказать, что он прожил эту жизнь не зря. Выразите свое отношение к поднятой в тексте проблеме. Я полностью согласен с автором, что одного таланта мало, чтобы стать настоящим мастером. Талант надо развивать, над ним нужно работать, работать упорно и всю жизнь. Не стоит считать, что талант — это залог успеха. Человек всегда должен критически относится к своей работе, замечать свои слабости и ошибки и исправлять их.