№ 51 I Талицкая сказка Когда Семка жил у писателя в городе, он рассматривал старые иконы, книги про старину — этого добра у писателя было навалом. Этим же летом, как побывал Семка в городе, он стал присматри- ваться к церкви в деревне Талице, что в трех верстах от Чебровки. В Талице вместо двадцати домов осталось восемь, и церковь была дав- но закрыта. Небольшая, каменная, она открывалась взору внезапно, сразу за косогором, который огибала дорога в Талицу. По каким-то соображениям строители не поставили церковь, как принято, на воз- вышении, а внизу, под откосом. Семка еще с детства помнил, что если идешь в Талицу и задумаешься о чем-нибудь, то на повороте вздрогнешь — внезапно увидишь церковь, белую и легкую среди тяжелой зелени деревьев. В Чебровке тоже была церковь, но более позднего периода. Большая, с высокой колокольней, она возвышалась над деревней. Она тоже была закрыта и дала в стене трещину. Казалось бы, две церкви: одна на возвышенности, а другая спрятана под косого- ром — какая должна выиграть при сравнении? Выигрывала ма- ленькая. Она брала всем: и тем, что легкая, и тем, что открывалась 621 глазам внезапно. Чебровскую церковь было видно за пять километ- ров — на то и рассчитывали строители. Талицкая же как будто бы- ла спрятана от праздного взора, она открывалась лишь тому, кто шел к ней. Как-то пошел Семка снова к талицкой церкви, сел на косогор и стал смотреть на нее. Тишина и покой кругом. И стоит в зелени бе- лая красавица — столько лет стоит! Много она видела восходов и закатов, полоскали ее дожди, заносили снега… а она все стоит. Кому на радость? Давно уж истлели в земле те, кто ее построил, давно рас- сыпалась в прах та голова, что ее задумала. О чем думал неведомый мастер, когда воздвигал эту церковь? Бога ли славил или себя хотел показать? Но кто хочет показать себя, тот повыше забирается, по- ближе в большим дорогам или вовсе на людную площадь — там за- метят. Этого мастера заботило что-то другое. Красота? Как песню спел человек, и спел хорошо. Он сам не знал, зачем это надо было. Так требовала душа. Что тут сказать? Красиво, волнует, радует. Но он и сам радовал- ся, волновался и понимал, что красиво. Что же? Умеешь радоваться — радуйся, умеешь радовать — радуй… Чем привлекла талицкая церковь героя рассказа В. М. Шукшина «Мастер»? Талицкая церковь привлекла Семку своей красотой, легкостью и необычным месторасположением. Эта церковь «открывалась глазам внезапно» — это завораживало героя, вносило в его душу что-то волшебное. Семку поражало, что творение пережило своих мастеров, что тех, кто задумал и построил эту церковь, давно уже нет, а их де- тище, в которое они вложили всю душу и любовь к родной природе, стоит и радует глаз человека. Причем не каждого человека, а лишь того, кто «шел к ней». II Радующая сердце сказка Когда Семка жил у писателя в городе, он рассматривал старые иконы, листал книги про старину — этого у писателя было нава- лом. В то же лето Семка стал приглядываться к церкви в деревне Та- лице, что в трех верстах от Чебровки. В Талице вместо двадцати ос- талось всего восемь домов, и церковь была давно закрыта. Каменная, небольшая, она открывалась взору внезапно, за косогором. Она была воздвигнута не на возвышенности, как принято, а за косогором. Сем- ка еще с детства помнил, что если идти к Талице и задуматься о чем- 127 нибудь, то, огибая косогор, вздрогнешь — внезапно увидишь легкую белую церковь среди тяжелой зелени деревьев. В Чебровке тоже была церковь. Была она более позднего перио- да, большая, с высокой колокольней. Она тоже была закрыта. При сравнении двух церквей выигрывала, как ни странно, маленькая, под косогором. Она брала всем: и что легкая, и что открывалась глазам внезапно. Чебровская церковь была видна за пять километров — на то и рассчитывали строители. А талицкая была как будто нарочно спрятана от праздного взора, она открывалась лишь тому, кто шел к ней… Как-то Семка снова пошел к талицкой церкви, сел на косогор и начал любоваться ею. Кругом было тихо. В зелени стояла белая кра- савица. Давно она там стояла, сколько раз ее омывали дожди и заме- тали снега! А она стояла кому-то на радость! О чем же думал неве- домый автор, воздвигая эту церковь? Бога ли прославлял или себя хотел показать? Но если хотят себя показать, забираются повыше, или поближе в людным дорогам, или вообще на городскую площадь — там заметят. Этого заботило что-то другое.. красота? Как песню спел человек, и спел хорошо. Он сам не знал, зачем, просто этого требовала душа. Что тут сказать? Красиво, радует, волнует. Но он это и сам знал, понимал, что красива. Что же? Умеешь радоваться — радуйся, уме- ешь радовать — радуй. Как вы понимаете слова из текста: «Умеешь радоваться — ра- дуйся, умеешь радовать — радуй…»? Мне кажется, что смысл этой фразы заключается в том, что жить надо с оптимизмом, относится ко всему по-доброму. Но этого недос- таточно, потому что если ты умеешь радовать других, то это нужно непременно делать. Таким образом, ты принесешь частичку доброты в мир, возможно, кому-то жить станет легче. Принося радость и сча- стье другим, человек сам будет очень счастлив. Одним словом, уме- ешь радоваться — радуйся, умеешь радовать — радуй.