№ 58 I Русь колокольная Любила Русь колокольный звон. Уже в XIV веке (а может, и раньше, но сведений нет) колокола делали в Москве и Новгороде. Новгородская летопись гласит, что в 1342 году архиепископ Василий повелел отлить колокол для Софии и привел мастера Бориса из Мо- сквы. Этот же Борис, по свидетельству летописей, отливал колокола для Москвы и других городов. Высказываются предположения, что именно Борис, освоив новое мастерство, стал основоположником колокольного дела на Руси. Звон колоколов, звучавший на десятки километров, был своеобразной музыкой для всех. Колокола звучали «во дни торжеств и бед народных». Многие века колокольный звон сопутствовал жизни людей: оповещал о приближении врагов или опасности, приветствовал победоносные полки, приносил в праздни- ки торжественность и веселье. Радостным звоном встретила Москва воинов с Куликовской бит- вы. Под колокольный звон шествовали по Москве ополченцы Мини- на и Пожарского, изгнавшие интервентов из столицы. Колокольный звон собирал новгородцев на вече, где решалась судьба Отечества. Большие колокола обычно изготавливали в пушечных мастер- ских, а маленькие звоны и билы отливали колокольники. Литье ко- локолов было почетным делом. Когда отливался большой колокол, летописец заносил это событие в летопись, не забывая упомянуть о его создателе. В колокольный сплав, состоявший из меди и олова, добавляли серебро — для благозвучности. Отсюда и пошло выраже- ние «серебряный звон». 143 С колоколами были связаны различные поверья. Например, когда принимались отливать колокол, нарочно распускали ложный и мало- вероятный слух. Считалось, что чем дальше распространится этот слух, тем сильнее будет гудеть колокол. Считалось плохой приметой, если колокол зазвонит ночью сам по себе. Человек, который услышит ночью звон, должен был ждать вся- ческих несчастий. Так, в Москве висел набатный колокол, который в простонародье называли всполошным. Всем было известно, что за колоколом числилась крамола: до 1478 года он был вечевым колоко- лом Великого Новгорода, потом его у новгородцев отобрали и пере- везли в Москву. Но в 1681 году царь Федор Алексеевич проснулся ночью: ему показалось, что всполошный колокол звонит. Утром царь держал совет с боярами. Колокол отправили в ссылку в глухую и лесистую Карелию. Так новгородский «бунтовщик» и не прижился в Москве. О колоколах слагалось много притч, пословиц, шуток. Колокол был для сельских жителей своего рода часами. Поэтому и была пого- ворка: первый звон — пропадай мой сон, второй звон — земной по- клон, третий звон — из дому вон. О колокольных звонах повествовали метафорично, например, си- дит петух на воротах. Трудное дело — отливка колоколов. Колокол — это огромный музыкальный инструмент. У каждого колокола свои переливы, у каждого звона свое назначение. Как вы понимаете значение слов «набатный» и «вечевой»? Набатный и вечевой звоны использовались на Руси для сбора на- рода. Но набатный удар в колокол — это такой удар, который при- зывал людей собраться во время какого-нибудь бедствия, например, пожара или наводнения. В когда звучал вечевой удар, это значило, что людей звали для решения проблемы или какого-нибудь спорного вопроса. II Колокол в России Любила Русь колокольный звон. Уже в XIV веке колокола делали в Москве и Новгороде. Новгородская летопись гласит, что в 1342 году архиепископ Василий повелел отлить колокол для Софии и привел мастера Бориса из Москвы. Этот же Борис отливал колокола для Москвы и других городов. Высказываются предположения, что именно Борис, освоив новое мастерство, стал основоположником колокольного дела на Руси. Звон колоколов, звучавший на десятки 441 километров, был своеобразной музыкой для всех. Многие века коло- кольный звон сопутствовал жизни людей: оповещал о приближении врагов, приветствовал победоносные полки, приносил в праздники торжественность. Радостным звоном встретила Москва воинов с Куликовской бит- вы. Под колокольный звон шествовали по Москве ополченцы Мини- на и Пожарского, изгнавшие интервентов. Колокольный звон соби- рал новгородцев на вече. Большие колокола обычно изготавливали в пушечных мастер- ских, а маленькие звоны и билы отливали колокольники. Литье ко- локолов было почетным делом. Когда отливался большой колокол, летописец заносил это событие в летопись. В колокольный сплав, состоявший из меди и олова, добавляли серебро — для благозвучно- сти. Отсюда и пошло выражение «серебряный звон». С колоколами были связаны различные поверья. Например, когда принимались отливать колокол, нарочно распускали ложный и мало- вероятный слух. Считалось, что чем дальше он распространится, тем сильнее будет гудеть колокол. Считалось плохой приметой, если колокол зазвонит ночью сам по себе. Человек, который услышит ночью звон, должен был ждать несчастий. Так, в Москве висел набатный колокол, который в про- стонародье называли всполошным. Было известно, что за колоко- лом числилась крамола: до 1478 года он был вечевым колоколом Великого Новгорода, потом его у новгородцев отобрали и перевез- ли в Москву. Но в 1681 году царь Федор Алексеевич проснулся ночью: ему показалось, что всполошный колокол звонит. Утром царь держал совет с боярами. Колокол отправили в ссылку в глу- хую Карелию. Так новгородский «бунтовщик» и не прижился в Москве. О колоколах слагалось много притч, пословиц, шуток. Колокол был для сельских жителей своего рода часами. О колокольных звонах повествовали метафорично, например, си- дит петух на воротах. Трудное дело — отливка колоколов. Колокол — это огромный музыкальный инструмент. У каждого колокола свои переливы, у каждого звона свое назначение. Докажите принадлежность данного текста к публицистиче- скому стилю. Данный текст относится к публицистическому стилю, потому что его основная цель — воздействие на читателей, привлечение их к поднятой проблеме. В тексте присутствуют исторические факты, ярко выраженная авторская позиция, оценка автором событий и яв- лений, о которых он сообщает.