№ 59 I Учитель Замечательный человек, встретившийся мне в самом начале жиз- ненного пути, был Игнатий Дмитриевич Рождественский, сибирский поэт. Он преподавал в нашей школе русский язык и литературу. Первое, чем он поразил весь класс, была его близорукость. Учитель приближал бумагу к лицу, водил по ней носом и, словно разговари- вая сам с собой, твердил: «Чудо! Дивно! Только русской поэзии это дано!» Мой пятый «Б» решил, что такого малохольненького он быстро «сшамает». Но не тут-то было! На уроке литературы он заставил каждого из нас читать по две минуты из «Дубровского» или «Бородина». По- слушав, он бесцеремонно говорил: «Недоросль! Под потолок выма- хал, а читаешь по слогам!» На уроке русского языка наш учитель так разошелся, что целый час рассказывал нам о слове «яр». Когда же началась перемена, он махнул рукой и сказал, что напишем диктант завтра. Я очень хорошо запомнил, что на том уроке никто не баловался и даже не шевелился. Меня поразило, сколько значений может иметь одно маленькое слово, что человек может все постичь с помощью слова и что человек, владеющий словом, есть человек большой и богатый. Впервые за всю историю нашего класса даже у отпетых озорни- ков в графе «поведение» стали появляться пятерки. Когда мы стали интересоваться литературой, Игнатий Дмитриевич стал приносить нам новые журналы или книжки и читал их нам по десять- пятнадцать минут на каждом уроке. Мы все чаще и чаще стали про- сиживать перемены, слушая его. Очень мы полюбили самостоятельную работу, но не стихи учить и не изложения писать, а писать сочинения, творить самим. Однажды Игнатий Дмитриевич вошел в класс и велел нам писать сочинение о том, как мы провели лето. Класс заскрипел ручками. Не более месяца назад я заблудился в тайге и провел там четыре дня. Сначала я испугался, но потом взял себя в руки и вел себя по- таежному смело и стойко, даже не простудился. Я написал об этом в моем сочинении и назвал его «Жив». Никогда еще я так не старался в школе, я с тайным волнением ждал раздачи тетрадей. Многие сочинения учитель ругал за прими- тивность изложения, за отсутствие своих слов и мыслей. Кипа тет- 641 радей на учительском столе становилась все меньше, и вот, нако- нец, сиротливо заголубела моя тоненькая тетрадочка. Игнатий Дмитриевич бережно развернул мою тетрадь, прочитал мое сочи- нение всему классу, потом поднял меня, пристально посмотрел на меня и сказал такую редкую и оттого особенно дорогую похвалу: «Молодец!» Когда в 1953 году вышла моя первая книга рассказов, я поставил свой первый в жизни автограф человеку, который привил мне ува- жительность к слову, пробудил жажду творчества. Как удалось учителю привить своим ученикам «уважительность к слову», пробудить у них жажду творчества? Учителю удалось привить своим ученикам «уважительность к слову», пробудить у них жажду творчества, прежде всего интерес- ными филологическими фактами. Он смог показать ученикам, что значение слова — это увлекательная тема. Также учитель читал им отрывки из новых книг и журналов на каждом уроке. Помимо это- го, учитель дал возможность ребятам самим творить. Он отказался от зубрежки и заучивания чужих мыслей. Он ругал учеников, когда они повторяли чужие слова и мысли. Человек рожден, чтобы тво- рить, и учитель это хорошо понимал, поэтому и остановил свой выбор именно на таком виде преподавания русского языка и лите- ратуры. II Учитель Замечательный человек, встретился мне в самом начале жизнен- ного пути. Это был Игнатий Дмитриевич Рождественский, сибир- ский поэт. Он преподавал в школе русский язык и литературу. Пер- вое, чем он поразил весь класс, была его близорукость. Учитель при- ближал бумагу к лицу, водил по ней носом и, словно разговаривая сам с собой, твердил: «Только русской поэзии это дано!» На уроке литературы учитель заставлял каждого в классе читать по две минуты из «Дубровского» или «Бородина». Послушав, он раздраженно говорил: «Под потолок вымахал, а читаешь по сло- гам!» На уроке русского языка однажды учитель так разошелся, что це- лый час рассказывал классу о слове «яр». Когда же началась переме- на, он махнул рукой и сказал, что диктант будем писать завтра. На том уроке никто не баловался и даже не шевелился. Меня по- разило, сколько значений может иметь одно маленькое слово, что человек, владеющий словом, есть человек большой и богатый. 147 Впервые за всю историю класса даже у отпетых озорников в гра- фе «поведение» стали появляться пятерки. Вскоре Игнатий Дмит- риевич стал приносить в класс новые журналы или книжки и читал их по десять-пятнадцать минут на каждом уроке. Ребята все чаще стали просиживать перемены, слушая его. Очень им понравилось писать сочинения, творить самим. Однажды Игнатий Дмитриевич вошел в класс и велел писать сочинение о том, как ребята провели лето. Класс заскрипел руч- ками. Не более месяца до этого я заблудился в тайге и провел там че- тыре дня. Сначала я испугался, но потом взял себя в руки и вел себя по-таежному стойко. Я написал об этом в своем сочинении и назвал его «Жив». Никогда еще я так не старался в школе и с тайным волнением ждал раздачи тетрадей. Многие сочинения учитель ругал за прими- тивность изложения, за отсутствие своих слов и мыслей. Кипа тетра- дей на учительском столе становилась все меньше, и вот, наконец, сиротливо заголубела моя тоненькая тетрадочка. Игнатий Дмитрие- вич прочитал мое сочинение всему классу, потом поднял его, при- стально посмотрел на меня и сказал такую редкую и оттого особенно дорогую похвалу: «Молодец!» Когда в 1953 году вышла моя первая книга рассказов, я поставил свой первый в жизни автограф человеку, который привил мне ува- жительность к слову, пробудил жажду творчества. Какое впечатление произвел на вас рассказ об учителе? Мне очень понравился рассказ об учителе. Мы привыкли к учи- телям, которые строят учебный процесс на зубрежке, а здесь учитель предоставлял ребятам творческую свободу, он лишь слегка направ- лял их и следил за развитием их как творческих личностей. Мне ка- жется, что, во-первых, такая методика более полезна для развития учеников, а во-вторых, самим ученикам интереснее. А раз интересно, то и учиться хочется. А это ли не залог понимания между учеником и учителем?