№ 6 I Солнечные лучи Еще совсем недавно можно было услышать легенду о том, как появилась «хохлома» в селах Горьковской области, откуда она взяла свои краски. Легенда гласит, что когда-то давно жил в Москве иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро вознаграждал. Мастер любил свое дело, но больше он любил свободу. Поэтому он тайно покинул столицу и перебрался в глухие керженские леса. Там он срубил себе дом и стал заниматься прежним делом. Он мечтал о та- ком искусстве, которое было бы родным и понятным каждому, как русская песня. Так и появились первые деревянные чашки, распи- санные пышными цветами и тонкими веточками. Слава о большом мастере разнеслась по земле русской. Много людей приезжали посмотреть на его произведения, а некоторые даже рубили избы и селились рядом. Когда народная слава дошла и до грозного царя, он повелел сво- им стрельцам найти беглеца и привести его. Но народная слава бы- 41 стрее ног стрельцов, и мастер вскоре узнал о своей беде. Тогда со- брал он жителей своей деревни и открыл им секреты своего мастер- ства. Когда же стрельцы вошли в деревню, они увидели, как пылает ярким пламенем изба мастера, а самого его найти не удалось. На земле остались его краски, словно вобравшие в себя весь жар пламе- ни и чернь пепелища. Исчез мастер, но не исчезло его искусство, и до сих пор горят хохломские краски, напоминая всем о счастье и свободе. Видно не простой была кисть мастера — кисть из солнечных лучей. Эта легенда всегда рассказывается чуть-чуть по-разному, и каж- дый любознательный человек сможет найти ее в сборнике легенд и сказок Горьковской области. Конечно, как и в любой легенде, в ней много вымысла, но правда в том, что большое мастерство может сохраниться только тогда, когда передается от учителя к ученику. Так с «хохломой» и случилось. В начале ХХ века крестьяне стали больше покупать стеклянную и фаянсовую посуду, и у хохломских мастеров стало меньше покупа- телей. Да к тому поредели леса, столетиями вырубавшиеся для хо- зяйственных нужд. Изделий создавалось все меньше, роспись стано- вилась все грубее и проще… Но нельзя было допустить, чтобы по- гибло искусство, так полно и ярко отразившее душу создавшего его народа. Поэтому в 1918 году в городе Семенове была создана худо- жественная школа по обработке дерева. Учителями в ней стали тока- ри и красильщики, а возглавил ее профессиональный художник Мат- веев. Обучение в школе длилось три года. Сначала ученики повторяли специально написанные для них учителями образцы, им надо было «поставить руку» — добиться точности и быстроты выполнения узо- ров. Сейчас работы современных хохломских мастеров можно уви- деть в крупнейших музеях страны. Они радуют глаз яркими краска- ми и мастерством выполнения. Определите стиль данного текста. Обоснуйте свою точку зрения. Я считаю, что этот текст относится к публицистическому сти- лю, так как его главная задача — заинтересовать читателя в описы- ваемой им проблеме (в данном случае это история появления и дальнейшая судьба «хохломы»). Фактические сведения: даты, на- звание городов и имена художника — являются признаками публи- цистического стиля. Для достижения своей цели автор использует различные языко- вые средства: эпитеты (огненные краски, пышными цветами, о вели- ком мастере и т. д.), сравнение (родным, как простая русская песня), часто используются инверсии. 15 II Огненные краски хохломы Еще совсем недавно можно было услышать легенду о том, как появилась в селах Горьковской области «хохлома». Она гласит, что жил в Москве мастер-иконописец, чьи работы очень ценил и богато вознаграждал царь. Мастер любил свое ремесло, но больше он любил свободу, поэтому покинул столицу и поселился в глухих керженских лесах. Там он продолжал заниматься любимым делом. Он хотел соз- дать искусство, которое было бы всем понятно, как простая русская песня. Так и появились первые изделия, украшенные пышными узо- рами. Слава о мастере разнеслась по всей Руси, многие приезжали по- смотреть на его искусство, а некоторые даже оставались жить в его деревне. Когда слава дошла до грозного царя, он приказал привести мастера к нему, но народная молва быстрее царского войска, и вско- ре мастер узнал о своей беде. Собрал тогда он односельчан и рас- крыл им секреты своего мастерства. Когда же царские стрелки во- шли в деревню, мастера они не нашли, а дом его пылал огнем. После пожара остались на земле краски мастера, впитавшие в себя жар пламени и чернь пепелища. Исчез мастер, но не исчезло его искусст- во. Такова легенда. В ней, конечно, много вымысла, но правда в том, что только тогда можно сохранить мастерство, когда оно передается от учителя к ученику. В начале ХХ века крестьяне стали покупать фаянсовую и стек- лянную посуду. Хохломским мастерам стало некому продавать свои изделия, и поэтому они производили их все меньше, узоры станови- лись все грубее и проще. Но нельзя было допустить, чтобы искусст- во, отразившее душу народа, пропало бесследно, поэтому в 1918 была создана школа по работе с деревом, где красильщики и токари стали учителями, а возглавил школу профессиональный художник. Обучение длилось три года. Сначала ученики копировали образ- цы, чтобы «поставить руку» — научиться быстро и точно выводить узоры. Сейчас работы хохломских мастеров можно увидеть во многих музеях нашей страны. Они радуют нас яркими красками и щедро- стью узоров. Расскажите об известном вам народном промысле. Наряду с хохломой в России есть еще очень много народных промыслов. Каждое из них по-своему уникально, но, пожалуй, самое завораживающее зрелище представляют собой произведения гжель- ских мастеров. 61 Гжель родилась недалеко от Москвы и прославилась не только на всю страну, но и за ее пределами. Бело-голубая роспись напоминает весеннее небо в воздушных облаках. В начале ХХ века гжель, как хохлома, стала «вырождаться», потому что началось конвейерное производство изделий, расписанных гжелью; многие секреты и уме- ния мастеров стали исчезать. После Великой Отечественной войны ситуация изменилась, к старинному ремеслу стали относиться с вни- манием: многолетние традиции были восстановлены. Сейчас во многих домах стоят изделия из гжели, а иностранцы увозят их как сувениры так же охотно, как и всемирно известных русских матрешек.