№ 65 I Москва вчера, сегодня, завтра Хотя я провел свое детство в Пятигорске, считаю себя коренным москвичом, и в каких бы городах мира я ни бывал, и как бы меня ни поражала их красота, Москва остается для меня лучшим городом в мире. Проходя по площадям Москвы, по ее тихим переулкам, ощу- щаешь своим сердцем, что это твой город. Он есть у тебя, как и мать, родина, небо над головой, воздух, которым ты дышишь. Можно бессчетно приходить на Красную площадь, но когда смо- тришь на сказочный храм Василия Блаженного, устремленный в не- бо своими цветными куполами, поневоле восхищаешься. Словно он вобрал в себя красоту и мастерство русских зодчих. Тут же мали- новая кремлевская стена, за которой как зажженные свечи встают торжественные, гордые, нарядные соборы. Будто вся краса Древней Руси пришла на эту площадь, надо только уметь чувствовать это великолепие. И учат этому с детства. Святые камни Москвы — это летопись, бережно сохранившая имена поэтов, писателей, художников, воинов, оставивших в ее ис- тории свои следы. Нескончаемо разнообразна Москва. Когда радостно на душе и хочется побыть среди людей, ты спешишь на ее оживленные, полные веселых огней улицы. Когда хочется остаться наедине с собой, чтобы поразмыслить о чем-нибудь, ты идешь в ее старинные, задумчивые переулки, переулки пушкинских и лермонтовских времен. Москва сохранила дома, которые посещали великие русские писатели, по- эты, композиторы, художники, она уберегла уголки литературной и театральной Москвы прошлого. Все это — живая история, наша культура и наша гордость. Почему я говорю об этом? История забывается, и неизбежно на- чинается низкопоклонничество, нигилизм, раболепие перед импорт- ным. Иные пренебрежительно бросают: «В старой, пыльной, купече- ской Москве…» Или не ценят ее достоинств: «Подумаешь, какое-то старье! Вот там, за рубежом, — это шедевры». И основываются эти убеждения на восхищенных воспоминаниях наших же туристов, а своего родного не знают. Так и зарождается непонимание своей ис- конной, национальной культуры. Я люблю сегодняшнюю Москву, ее новые широкие, залитые све- том проспекты, легкие мосты, парящие над рекой, пестроту реклам, афиш выставок, концертов, спектаклей. Сегодня Москва — один из 163 крупнейших мировых центров культуры. Стремительная, трудовая, праздничная — она сегодня хороша, но нельзя не восхищаться и ста- рой Москвой. В названиях ее улиц и площадей отразилась жизнь жителей, их судьба, да и настроение, то озорное, то торжественное. Маросейка, Лубянка, Охотный ряд, Поварская, Ильинка, Девкин переулок, Куд- ринская площадь, или, как звал ее Чехов, Кудринка. Но, к сожале- нию, невозможно восстановить и сохранить все то, что напоминает нам славное прошлое нашей столицы. Тому, кто хочет сохранить в памяти историю своего родного края, под силу зарисовать, описать, сфотографировать его частички. Только зная прошлое, можно полюбить настоящее и думать о будущем. И все начинается с детства. Обоснуйте выбранный вами заголовок. «Москва вчера, сегодня, завтра.» Я выбрал этот заголовок потому, что автор рассказывает о том, как выглядит Москва сегодня, он подчеркивает ее достоинства. Но на фоне сегодняшней Москвы не блекнет Москва вчерашняя, ее хра- мы, соборы. Сравнивая прошлую Москву и сегодняшнюю, можно полнее представить себе ее возможное будущее. А опираясь на это сравнение, можно определиться с отношением к каждому из этих обликов Москвы и в итоге охватить всю панораму истории своего города. Выскажите свое отношение к проблемам, поднятым в тексте. С.В. Михалков утверждает, что, забывая нашу историю, мы на- чинаем поклонятся иностранному. Да, за примерами далеко ходить не надо. Достаточно включить радио и подряд пробежаться по разным волнам. Большинство песен, которые мы услышим, будут на английском языке. Когда ты идешь в кинотеатр смотреть какую-нибудь американскую новинку, вряд ли ты будешь там единственным, но с русскими фильмами такая ситуа- ция никого не удивит. Иностранная одежда, парфюмерия, косметика, продукты, — они пользуются неизменно большим спросом. Но почему я предпочитаю их нашей отечественной продукции? Потому что их упаковка всегда более красива. Нет, я не забыла историю свое страны, но я выбираю то, что мне кажется наиболее подходящим, а сейчас именно иностранная про- дукция предлагает наибольший выбор. Именно в этом я вижу причи- ну ее популярности. Но это не означает, что я поклоняюсь иностранному. Я смогла удачно взять то, что мне необходимо, и сохранить то родное, без чего я просто не смогу обойтись. Да, придя на Красную площадь, я 461 похвалю храм Василия Блаженного, но это не значит, что я откажусь прогуляться по Китайской стене. II Это мой город Я коренной москвич, хотя и провел детство за ее пределами. Но в каких бы уголках мира я ни был, Москва для меня остается лучшим городом на Земле. Прогуливаясь по площадям столицы, по ее пере- улкам, сердцем чувствуешь: это твой город. Он есть у тебя, как есть мать, родина, небо, воздух. И, когда, придя на Красную площадь, в бессчетный раз смотришь на сказочный храм Василия Блаженного, как на сосредоточение кра- соты и мастерства русских зодчих, у тебя все-таки захватывает дух. Тут же малиновая кремлевская стена, а за ней встают гордые и на- рядные соборы. На этой площади словно находится вся краса Древ- ней Руси, осталось только суметь ее почувствовать. И учатся этому с детства. Святые камни первопрестольной — летопись, навечно запечат- левшая имена поэтов, писателей, художников, воинов, связавших с ней свою судьбу. Разнообразие Москвы бесконечно: оживленные улицы, куда спе- шишь, когда на душе радостно; старинные переулки, где можно ос- таться наедине с собой, когда хочется поразмыслить о чем-нибудь. Уцелели дома, где бывали великие русские деятели литературы, композиторы, художники. Сохранились уголки театральной и лите- ратурной Москвы прошлого. Это — живая история, культура и гор- дость наша. Я говорю об этом потому, что, забывая историю, человек подда- ется раболепному поклонению перед иностранным. Он бросается пренебрежительными фразами: «Подумаешь, какое-то старье! Вот там, за рубежом, — это шедевры», но его уверенность основывается на впечатлениях своих же туристов. А своего родного он не знает, не ценит. Это приводит к непониманию национальной культуры. Я люблю современную Москву с ее новыми проспектами, легки- ми мостами, пестротой реклам и афиш. Я считает Москву достойным мировым центром культуры. Сегодняшняя стремительная, праздничная Москва хороша, что не умаляет достоинств старой столицы. В наименованиях улиц и площадей отразилась жизнь народа, его настроение — то озорное, то торжественное: Маросейка, Лубянка, Поварская, Охотный ряд, Ильинка, Девкин переулок, Кудринская 165 площадь. Но невозможно восстановить и сохранить все атрибуты славного прошлого нашей столицы. Тот, кто хочет запечатлеть историю своего родного края, может зарисовать его, описать, сфотографировать. Не зная прошлого, нель- зя любить настоящее и думать о будущем. А отправная точка — детство. Согласны ли вы с утверждением автора, что, «не зная прошлого, нельзя любить настоящее, думать о будущем»? Да, я согласен с этим утверждением, так как любое наше чувство мы основываем на оценке того, к кому его испытываем. Тогда как можно любить настоящее, если ты не знаешь прошлого? А может быть, оно бы понравилось тебе больше? Соответственно, не зная прошлого, весьма трудно думать и о будущем, так как настоящее сравнить просто не с чем. Поэтому, чтобы думать, к примеру, о своем будущем, надо иметь представления о своем прошлом и настоящем. А потом, сравнив то, что было, с тем, что есть, можно решить, любить настоящее или нет.