№ 71 I Дымковские улыбки На правом берегу Вятки разместилась Дымковская слобода. Ис- стари в ней селились печники и игрушечники — настоящие мастера в деле изготовления глиняных свистулек. Говорят, что слобода по- тому и получила название Дымковской, что в ней по утрам над каж- дой избой поднимались хвостатые клубы дыма. Существует легенда, связывающая происхождения глиняного промысла с местным праздником «Свистуньей». 081 По всей вероятности, «Свистунья» когда-то была праздником вя- тичей, пением глиняных дудок встречающих по весне бога солнца Ярилу. Но есть и другое объяснение. Легенда гласит, что как-то раз к Хлынову (так по-старинному на- зывалась Вятка) подошли враги — несметное множество кочевых полчищ. Гибель грозила местным жителям, и тогда вятичи решили схитрить. Все поселяне, даже дети, получили по глиняной свистуль- ке. Ночью они подошли к вражескому стану и подняли отчаянный свист, наверно, похожий на свист сказочного Соловья-разбойника. Проснувшиеся кочевники решили, что их застали врасплох подо- шедшие на помощь Хлынову дружины, и в страхе бежали. С тех пор горожане и отмечают этот особый праздник — «Свистунью»… Вятскую расписную игрушку долгое время не замечали, и лишь в наши дни к ней пришли интерес и далее мировое признание. Что же изображают изделия дымковских мастериц? Нянек с детьми, водоносок, золоторогих баранов, гусей, уток, ин- дюшек с индюшатами, петухов, оленей и, безусловно, молодых лю- дей в лодке, скоморохов на коньках, барышень с зонтиками. Дымковская игрушка яркая, броская, горящая разноцветными пятнами, ей чужды полутона и незаметные переходы. Она напомина- ет скорее детские рисунки, проникнутые бьющей через край радо- стью и полнотой жизни. Дымковка — это добрая улыбка, а не резкий смех. Злобный серый волк никогда не станет дымковской игрушкой. Дымковская собака безобидна и лает разве что от радости. Водонос- ка в пышном сарафане добра и торжественна! Величественный всад- ник на пятнистом коне вызывает улыбку! Уморительна пара, катаю- щаяся в лодке: он одет в матросский костюм, бескозырку, у нее гус- тые кудри, румянец на всю щеку и букет цветов в руках. Сразу пред- ставляешь, как мастерица, добродушно посмеиваясь, лепит и распи- сывает красками своих глиняных человечков. Дымковская игрушка не подруга одиночеству. Ей ближе даже не пара, а группа таких, как она сама. Художник и археолог Аполлинарий Васнецов удачно сравнил дымковскую игрушку с античной скульптурой: «На далеком Севере, в древнем городе Хлынове, в селе Дымково каким-то далеким эхом ото- звались терракоты Херсонеса и Древней Греции. Как там обожженные из глины статуэтки окрашивали водяными знаками, так и здесь». Самым величественным праздником в жизни игрушек была гранди- озная выставка, проходившая в Москве осенью 1965 года, когда в Ма- неже разместились куклы, игрушечные звери, сказочные персонажи. Это был праздник детей, но вместе с тем и торжество кукол, иг- рушек. И посреди всего этого пестрого великолепия выделялись гли- 181 няные куклы вятских мастериц, не только не затерявшиеся в нем, но и привлекавшие внимание своей живописностью и своеобразием. Докажите принадлежность данного текста к публицистиче- скому стилю. Этот текст может быть свободно опубликован в журнале как познавательно-развлекательная статья. Цель текста — сообщить о Дымковской слободе; убедить в том, что ее игрушки очень милы и необычны; воздействовать на читателя, как на будущего почитателя дымковской игрушки; формировать мнение о дымковской игрушке вообще. Отличительные признаки: наличие восклицательных и вопроси- тельного предложений, наличие многочисленных имен собственных, цитирование, наличие вводных слов, сложных предложений с цепоч- кой однородных членов. II Мастера Вятки Сейчас Дымковская слобода, расположившаяся на правом берегу Вятки, знаменита своими игрушками. Исстари в ней селились печники и игрушечники — мастера по изго- товлению глиняных свистулек. В местном празднике «Свистульке» на- родное предание видит корни возникновения здесь глиняного промысла. Скорее всего, «Свистунья» когда-то давно была праздником вя- тичей, по весне встречавших бога солнца Ярилу свистом глиняных дудок. Есть и другое объяснение. Однажды к Хлынову, как называлась тогда Вятка, подошли вра- ги, грозя жителям неминуемой гибелью. Тогда вятичи решили спасти город хитростью: они дали каждому поселянину по глиняной сви- стульке, и ночью, подкравшись к врагам, разом принялись дудеть. Переполошившиеся кочевники решили, что их окружают подоспев- шие союзники Хлынова, и в страхе бежали. С тех пор и отмечают этот особенный праздник. В своих изделиях дымковские мастерицы изображают нянек с детьми, водоносок, домашних зверей и птиц и, конечно, молодых людей, скоморохов, барынь. Дымковскую игрушку отличает отсутствие незаметных перехо- дов, полутонов, наоборот, она знаменита своей кричащей яркостью, бьющей через край полнотой ощущения радости жизни. Дымковка — это всегда добрая улыбка. Серому волку любая мастерица предпочтет доброго барана, если она будет лепить собаку, то безобидную дворнягу. Красавица-водоноска будет добра и торжественна, всадник забавен в своем величии, а пара, 281 катающаяся в лодке, вызовет неудержимое веселье. Так и кажется, глядя на игрушки, что мастерица, создавая их, тихо посмеивалась. Одиночество не пара дымковской игрушке, она хороша в близком соседстве со своими братьями и сестрами из слободы на реке Вятке. Художник и археолог Аполлинарий Васнецов удачно сравнил дымковскую игрушку с античной скульптурой — терракотой Херсо- неса и Древней Греции. Величайшим праздником в многовековой жизни игрушек была грандиозная московская выставка, прошедшая осенью 1965 года в Манеже. Это был праздник детей, кукол и игрушек. И среди этого великолепия куклы вятских мастериц не только не затерялись, но привлекали внимание живописностью и своеобразием. Расскажите об одном из известных вам народных промыслов. Я расскажу о бисероплетении, так как сама занимаюсь им. В 1670—1680 годах в Измайлове была организована мастерская по изготовлению бисера — первая попытка наладить в России мас- совое производство. Но она была неудачной. Следующие попытки также не дали положительных результатов. Пока в 1883 году в Одес- се не открылась стеклярусная фабрика Я.Б. Ронигера. Бисер и стеклярус широко использовались для отделки интерье- ров, а также в светском и церковном шитье. Издревле жемчугом ук- рашалась церковная утварь. Чтобы представить сложность и трудоемкость жемчужного ши- тья, можно назвать количество используемых в работе зерен. Напри- мер, фелонь митрополита Платона, изготовленная петербургской белошвейкой Дарьей Лихновской, была украшена рельефным орна- ментом из скрещивающихся ветвей, набранных из ста пятидесяти тысяч жемчужин различного диаметра. Веком бисера в России можно считать период с середины XVIII века до 50-х годов XIX столетия. Бисером оформляли интерьеры дворцовых залов, различные предметы, народные костюмы. На рубеже XIX— XX веков бисер использовали для отделки женской городской одежды. Крупнейшими коллекциями изделий из бисера располагают Го- сударственный Исторический музей, Эрмитаж. В последнее время заметно некоторое оживление старинного промысла.