№ 8 I Пятерка по нелюбимому предмету Из класса Серый выделял только Наталью Лоскутикову. В пер- вую очередь, за ее светлый ум и отличные успехи. Про самого же Серого учителя говорили так: голова есть, но учиться он не хочет. 205 Сергей полностью не отрицал таких отзывов. Задачки он щел- кал, как орешки. А вот по другим предметам, где надо было много говорить, он хорошо учиться не мог. Не нравилось ему то, что пя- терки ставят за развернутые ответы, тогда как суть стихов, расска- зов, повестей укладывалась в одной фразе. Ну, что, например, дол- го говорить про Тараса Бульбу? Запорожец он был! И судьба ему досталась злодейка! Серый читал повесть раз семь и каждый раз плакал! В общем, школьная жизнь у него была непростая. А вот у Ната- льи Лоскутиковой наоборот. Она не гонялась за пятерками. Они сами к ней липли, как мухи на мед. Да и как могло быть иначе. Вот, например, был урок по кишечнополостным. В учебнике да- ны полипы, коралловые рифы и медузы. А Наталья рассказала еще и про иглокожих. Да не просто какими-то словечками всех закидала, а вышла, нарисовала на доске и все подробно объяснила. И, конечно же, получила пятерку. Учительница говорит: — Вижу, понравился вам ответ одноклассницы. Но что же меша- ет вам отвечать так же? Почему Лоскутиковой жизнь моря интерес- на, а вам до этого никакого дела нет? И посмотрела она на Серого. А Серый после урока подошел к Наталье. — Хочешь, тебе кое-что покажу? — Покажи! — заинтересованно ответила она. Они выбежали из школы и побежали за угол. Около ступенек в подвал Сергей остановился. — Лебеди у меня там, — говорит. — На озере лед, и они там мо- гут замерзнуть. В подвале было темно, и глаза привыкли не сразу. — Здесь вода, — сказала Наталья и поежилась. Серый взял ее за руку и вывел на сухое место. Тогда она заметила маячившие в потемках лебединые шеи. Серый достал из кармана хлеб , растер его в руках и кинул лебедям. — Это и есть твои лебеди?! — Да, самые настоящие! — Да только они не белые, а грязные. И пахнет от них. Фу! Наталья пробежала по воде и скрылась из вида. И тогда Серый укорил себя: лебеди есть хотят, а он тут в тайны играет. Он вбежал в класс на урок литературы, когда звенел звонок. — Ребята, у меня там лебеди голодные. Их покормить надо. Выразите свое отношение к поднятой в тексте проблеме. На мой взгляд, в тексте поднята серьезная проблема о долге лю- дей. И этот долг заключается не в заучивании уроков и получении 602 пятерок. Этот долг заключается в том, что люди должны быть чело- вечными. И человечность их проявляется в помощи окружающим, будь то животные или другие люди; а также в эмоциональной реак- ции на прочитанные рассказы. II Пятерка по нелюбимому предмету Из класса Серый выделял только Наталью Лоскутикову. В пер- вую очередь за ее ум и отличные успехи. Про самого же Серого учителя говорили так: голова есть, но учиться он не хочет. Сергей полностью не отрицал таких отзывов. Задачки он щелкал, как орешки. А вот по другим предметам он хорошо учиться не мог. Не нравилось ему то, что пятерки ставят за развернутые ответы, то- гда как суть стихов, рассказов, повестей укладывалась в одной фразе. Ну, что, например, говорить про Тарасу Бульбу? Запорожец он был! И судьба ему досталась злодейка! Серый читал повесть раз семь и каждый раз плакал! В общем, школьная жизнь у него была непростая. А вот у Ната- льи Лоскутиковой наоборот. Она не гонялась за пятерками. Они сами к ней липли, как мухи на мед. Вот, например, был урок по кишечнополостным. В учебнике да- ны полипы, коралловые рифы и медузы. А Наталья рассказала еще и про иглокожих. Да не просто какими-то словечками всех закидала, а вышла, нарисовала на доске и все подробно объяснила. И, конечно же, получила пятерку. Учительница говорит: — Вижу, понравился вам ответ одноклассницы. Но что мешает всем учиться так же? Серый после урока подошел к Наталье и позвал ее за собой. Они выбежали из школы и завернули за угол. Перед лестницей в подвал Серый остановился. — Лебеди у меня там, — говорит. — На озере лед, и они могут замерзнуть. В подвале было темно, и глаза привыкли не сразу. — Здесь вода, — сказала Наталья и поежилась. Серый взял ее за руку и вывел на сухое место. Тогда она заметила маячившие в потемках лебединые шеи. Серый достал из кармана хлеб, растер его в руках и кинул лебедям. — Это и есть твои лебеди?! — Да, самые настоящие! — Да только они не белые, а грязные. И пахнет от них. Фу! 207 Наталья убежала из подвала. И тогда Серый укорил себя: лебеди есть хотят, а он тут в тайны играет. Он вбежал в класс, когда звенел звонок. — Ребята, у меня там лебеди голодные. Их покормить надо. Объясните смысл названия рассказа. Смысл названия заключается в том, что Сергей не любил дейст- вовать в навязываемых ему рамках. Он не любил предметы, где от него хотели слышать то, что надо было сказать, а не его мнение. Но он любил природу, животных. И если бы мы могли оценивать по- ступки людей, то за спасение лебедей Сергею можно было бы смело поставить пятерку.