№ 9 I На еловом ручье В феврале на Белом море начинается зверобойный промысел. Зверобои выходят из Архангельска в море на ледоколах. На мачтах, на специальных площадках сидят люди с биноклями. Они высматривают в эти бинокли тюленей. И как только заметят чер- ные точки, ледокол останавливается, и зверобои выходят на лед охотиться. Но не только с ледоколов охотятся на тюленей, а еще и с берега. В самых глухих местах стоят зверобойные избушки. Одна из таких избушек стояла на Еловом ручье. И однажды там произошел такой случай. Проснулись утром зверобои, растопили печь, стали греть чай. И вдруг один из них выглянул в окно и крикнул: — Ребята, тюлени! Все тут же схватили ружья и выскочили на улицу. Началась час- тая стрельба. И хотя законы строго запрещают убивать самок тюле- ней с молодыми детенышами, часто в спешке эти законы нарушают- ся. Так и теперь рыбаки подстрелили самку, у которой был малень- кий детеныш. Тюлененку было только дня два от роду. Он был крохотный и желтый. Все у него было маленькое: тельце, головка, шея. Но удиви- тельнее всего были его большие черные глаза, наполненные горем и тоской. И такие крупные слезы катились из этих глаз, что невозмож- но было смотреть на него. Поморы — люди суровые. Многое повидали они в своей жизни. И в штиль, и в бурю они равно выходили на промысел. Многие из них сами не раз смотрели в глаза смерти. Но тут вдруг так не по себе 802 стало каждому из них, так нехорошо на сердце. И решили они взять тюлененка в избу погреться. Но как ни жалели зверобои тюлененка, без матери его ждала не- минуемая гибель. Да к тому же им самим надо было делом занимать- ся. На тюлененка времени не было. Но на следующий день прибежал на лыжах внук дяди Зосима Вася. Он принес молоко, сахар, табак, свежих ватрушек… Он взял тюлененка в школу, в живой уголок. Всю зиму ребята ухаживали за малышом. Кормили его молоком, а потом начали давать и рыбу. Он относился ко всем доверчиво, ни- кого не боялся. Но из всех особенно выделял Васю. Когда пришла весна, в школе поднялся спор: куда деть тюлененка. Некоторые предлагали его отдать в зоопарк, другие отпустить на волю. В конце концов, решили его отпустить. Пустили его на берег к самой воде, а он стоит и ничего не пони- мает, все уже забыл. Но тут обдало его водой, и он задвигал хвостом ластами, и потихоньку спустился в море. Когда было достаточно глубоко, он нырнул. И потом показался уже далеко черной точкой. И всем казалось, что он смотрит на берег — прощается. Выскажите свои мысли об отношении человека к природе. По возможности подтвердите их известными вам фактами. Человек не ценит такой бесценный подарок, как природа. Он от- носится к ней потребительски. Он использует все, что она дает (по- лезные ископаемые, животные, растения) в своих интересах и ничего не отдает ей взамен. Леса вырубают для того, чтобы потом на их месте построить из этого же дерева дачи. Животных убивают, их мясо идет в пищу, а шкуры на шубы или украшения интерьера. Помимо этого человек относится к природе безалаберно. Фабри- ки, машины загрязняют воздух, воду, убивая все больше и больше живого вокруг. Что уж говорить о туристах, которые мусорят в лесу и топчут растения… II На Еловом ручье В феврале на Белом море начинается зверобойный промысел. Зверобои выходят в море на ледоколах. На мачтах сидят люди и высматривают в бинокли тюленей. Когда завидят они черные точки, ледокол останавливается и люди сходят на берег охотиться. Но охота ведется не только с ледоколов, но и с берега. В самых глу- хих местах стоят зверобойные избушки. Такая избушка стояла и на Ело- вом ручье. Однажды утром в этой избушке зверобои проснулись, зато- пили печь и стали греть чай. Один из них посмотрел в окно и крикнул: 209 — Ребята, тюлени! Все тут же схватили ружья и выбежали на улицу. Началась стрельба. И хотя законы запрещают убивать молодых матерей, это случается часто. Так и на этот раз убили мать маленького детеныша. Ему было не больше двух дней от роду. Он был совсем крохотный и весь желтый. А его большие черные глаза были полны тоски. И из них катились крупные слеза. Поморцы — люди суровые. Многие из них часто сами сталкива- лись со смертью. Но тут всем стало нехорошо на сердце, и они ре- шили взять тюлененка в избу погреться. Но как ни жалели его зверобои, ему без матери было не прожить. Да и им самим некогда было с ним заниматься. Но на следующий день прибежал на лыжах к дяде Зосиму внук Вася и забрал тюленен- ка в школу в живой уголок. Всю зиму ребята ухаживали за малышом. Они кормили его моло- ком, а потом и рыбой. Но весной стали в школе спорить: отдать его в зоопарк или выпустить в море. В итоге решили его отпустить. Пустили тюлененка на берег к самой воде, а он стоит и ничего не понимает — забыл все. Но когда обдало его пару раз водой, он за- двигал хвостом и ластами. И оказавшись на глубине, нырнул в воду. Показался он снова уже далеко, черной точкой. И всем казалось, что эта точка на берег смотрит — прощается. Сформулируйте проблему, поднятую в тексте. В тексте поднята проблема отношения человека к окружающей среде, и в частности к животным. Дело в том, что, удовлетворяя свои прихоти, человек часто не задумывается о вреде, который наносит природе. Уничтожение редких видов животных давно во всем мире преследуется законом. Однако, как видно, борьба с охотниками не всегда бывает эффективной, в том числе и из-за несовершенных за- конов. Согласитесь, что закон, запрещающий убивать самок того или иного вида, вряд ли защитит животных этого вида от исчезновения. И этот рассказ Ю. Казакова в этом плане показателен. Так что, как мне кажется, в этой области законы должны быть жестче, не должно быть никаких уступок браконьерам и охотникам.